Философия пейзажных садов Жиля Клемана

Жиль Клеман (Gilles Clement) – один  из самых именитых практикующих французских архитекторов, преподаватель  Версальской Национальной школы по ландшафтной архитектуре делится своими разработками по организации экологических пейзажных садов.

Сады Жиля Клемана не слишком фотогеничные. На застывшей картинке в лучшем случае они смотрятся простовато, в худшем – смахивают на дикие пустыри. Совсем не то в жизни.         

Мохнатые кочки травы, кадки с сорняками, дорожки из деревянных досок, привычные ивы и елки – всё по отдельности просто, а вместе производит какое-то завораживающее впечатление. Один из примеров, - музей на набережной Бранли, - вроде бы -  ничего особенного – кочки, камни да лужица воды, но как стильно это выглядит, как подходит по цвету и настроению музею! В качестве подсветки в траве зажигаются палочки на солнечных батарейках – и сад заполняет стая разноцветных светлячков.

   Жиль Клеман  “Я не против вмешательства в природу, иначе пришлось бы менять профессию. Но нужно делать это с умом. Например, есть некоторые деревья, которые просто созданы для того, чтобы их подстригали. Геометрические формы могут придать глубину пейзажу, создать опорные точки. А вот стелить или высаживать газоны, которые нужно бесконечно поливать и удобрять, – это глупо. Обычная трава, полевые цветы, сорняки – это же так красиво! Всему свое время и свое место. Французские парки – это памятники истории. Китайские и японские сады прекрасны, но я чувствую себя в них неуютно. Для азиатов это естественно, потому что они умеют читать символику, для нас это бессмысленный набор беседок, деревьев и озер. Контекст превыше всего. Хорош тот сад, который адекватен окружающей природе и культуре. Хороший сад можно разбить где угодно, хоть в тундре, хоть в пустыне, просто в одном случае он будет состоять из мха и лишайника, а во втором – из колючек.”

   У месье Клемана существует своя система жизненных форм Раункиера, которая позволяет классифицировать растения по  положению и способу защиты почек возобновления в течение неблагоприятного периода (холодного или сухого). Эта классификация отражает разнообразие экологических условий, в которых сформировалась растительность в различных областях земного шара.  По Раункиеру все растения можно разделить на 5 типов:

1.Фанерофиты – растения, у которых почки и концевые побеги расположены высоко над землей. Это деревья, кустарники, лианы.

2. Хамефиты (карлики) – растения, у которых предназначенные для перенесения неблагоприятного периода почки и концевые побеги находятся на поверхности земли, что позволяет им в зимний период сохраниться под пологом снега.

3. Гемикриптофиты – растения, побеги которых в начале неблагоприятного периода отмирают до уровня почвы. К ним можно отнести многолетние культуры.

4. Криптофиты – растения, сохраняющие свои жизненные формы в виде корневищ, клубней, луковиц.

5. Терофиты – растения, переживающие неблагоприятный сезон исключительно в виде семян.  Этот тип растений довольно продолжительное время может  сохранять концентрат жизни в состоянии анабиоза и выдать неожиданный результат при наступлении подходящий   условий для их произрастания.

Такой научный подход позволяет более четко представить методологию создания экологических природных садов Жиля Клемана и его последователей. «Вся психологическая работа с природным садом, - отмечает г-н Клеман, - основывается на учете поведения всех типов растений и поддержания их разнообразия. Фанерофиты и хамефиты создают структуру сада, а те виды, которые появляются внезапно, оживляют пространство».

 

 

Не менее интересен оказался взгляд Жиля Клемана на симбиоз флоры и фауны. «Стоит ли рьяно бороться с паразитами? Так, например, гусеница, принося вред растению, через некоторое время превратится в бабочку, которая, перелетая с цветка на цветок, опыляет его. Таким образом происходит замкнутый цикл».

   Многолетнее наблюдение за развитием и взаимоотношением растительного и животного мира позволило Клеману разработать один из способов создания экологических садов, который получил название «Сад в движении».

«Первый опыт «Сада в движении» был произведен в черте города Парижа — Парк Андре Ситроена (Parc André-Citroën). Он состоит из двух частей: первая похожа на бетонную структурную часть, а вторая – тематическая, где садовники различают растения по принципу места их происхождения. Здесь можно встретить те виды, которые потом находятся в свободном состоянии, так называемом, «саду в движении»

Для справки:

Жиль Клеман хорошо известен далеко за пределами своей родины как создатель многих общественных парков во Франции, а также садов по всему миру - от Чили до Новой Каледонии. Он пишет художественные произведения и часто публикует свои философские размышления на совершенно различные темы, активно пропагандирует экологические принципы садоводства, занимается ботаникой и энтомологией. Клеман всегда был законодателем, а не последователем моды. В начале 1970-х годов, только получив степень в областях агрономии и ландшафтного дизайна, он уже активно отстаивал свою теорию "биологического садоводства", которая впоследствии стала известна как принцип "работать в союзе с природой, а не против нее". Он пропагандист "гуманистической экологии", в основе которой - партнерство с природой, а не просто ее романтическое почитание. 

 

Роль садовника, по Клеману, заключается в том, чтобы привлечь внимание, наиболее интересно представить и подчеркнуть естественные процессы, происходящие в дикой природе. На лекции Клеман наглядно показал, как упавшие и надломленные деревья могут также стать прекрасным элементом дизайна сада и одним из его главных украшений.

 

Клеман не использует в саду химикаты, системы искусственного полива и применяет только бесшумную и энергосберегающую технику. Но он вполне благосклонно относится к обрезке растений, - например, обрезаются ивы, что провоцирует образование у растений дополнительных стволов и побегов; дикий граб формируется в виде ровного купола, а извилистая тропинка на холм проходит через раскидистые кусты скумпии. Понятие "движения", по его мнению, включает в себя сезонные колебания и изменения в связи с самосевом растений и их естественным перемещением по саду. Чтобы почувствовать такой "Сад в движении", не стоит полагаться лишь на то, что видят ваши глаза, необходимо довериться и другим своим чувствам. Например, встать на колени или даже лечь, потереть в руках то или иное растение и почувствовать особый, быть может, напоминающий что-то из детства, а может и вовсе не знакомый, но от этого не менее прекрасный и притягательный аромат.

 

Его наиболее известная работа, принесшая ему международную известность - часть Парка Андре Ситроена, включающая в себя и "Сад в движении", который теперь поддерживается и управляется сотрудниками парка. Именно они определяют места, где из года в год будут прокладываться "скошенные" дорожки, и где растениям будет позволено размножаться самосевом. Поблизости раскинулись созданные Клеманом цветные тематические сады со сложной и запутанной символикой, которую посетители, тем не менее, вполне могут понять. Так, гуляющие в парке горожане с детьми отмечали, что когда они входили в Зеленый Сад, связанный с темой молчания, их дети часто переставали плакать и говорить.

 

Печать
E-mail