Екатерина Ожегова: «Главная особенность садово-паркового искусства в России XXI века - появление частных владений».

Наш собеседник, Ожегова Екатерина Сергеевна - доцент кафедры «Ландшафтная архитектура» Московского Архитектурного института, автор книг «История ландшафтной архитектуры» и «Ландшафтная архитектура. История стилей».

 


Екатерина Ожегова: «Главная особенность садово-паркового искусства в России XXI века - появление частных владений».

Наш собеседник, Ожегова Екатерина Сергеевна - доцент кафедры «Ландшафтная архитектура» Московского Архитектурного института, автор книг «История ландшафтной архитектуры» и «Ландшафтная архитектура. История стилей».


Екатерина Сергеевна, как вы оцениваете текущее состояние садово-паркового искусства в России? Насколько сильно оно изменилось за последние 10 лет?


За последние 10 лет в России появилась новая профессия «ландшафтная архитектура». Многие отечественные ВУЗы открыли кафедры, готовящие специалистов в этой области по учебным программам, составленным в соответствии с мировыми стандартами. Россия входит в мировое сообщество и, соответственно, меняет своё отношение к профессии, занимающейся всеми открытыми пространствами вокруг нас. Их диапазон исключительно велик и разнообразен: от международных проектов ландшафтного развития стран и регионов до строительства ландшафтных объектов, достаточно сложных с точки зрения конструкций и технологий.  Ландшафтный архитектор проектирует, а точнее участвует в командах по проектированию  мостов, виадуков, разнообразных открытых пространств на искусственных основаниях, планирует и проектирует спортивные сооружения, трассы автомобильных дорог и других коммуникаций в природе и городе. Сады и парки только часть профессии.
Главной особенностью садово-паркового искусства в России последнего XXI столетия является то, что у нас появились частные владения. В России институт частной собственности после долгого перерыва был восстановлен в 1990 году, поэтому нет ещё достаточного опыта в области проектирования и содержания таких видов частных ландшафтов, как парки, имеющие художественную и культурную ценность, или парки большого и среднего размера. Мы ещё долго будем учиться понимать главный принцип частной собственности, выраженный местоимением, отвечающим на вопрос – «чьё?». Пока ответом будет «моё!» открытые пространства, окружающие нас, будут разделены высокими заборами. Ландшафтная архитектура появится тогда, когда на вопрос «чьё?» прозвучит искренний ответ «его!» или «её», и эту перемену мы увидим, в первую очередь, в красивых частных садах. Именно увидим, проезжая или проходя мимо них, и имея возможность посетить их, с разрешения хозяина, и оценить как настоящее произведение искусства.
Так что, несмотря на обнадёживающие перемены, у нас есть над чем думать и работать.


Отличается ли российский ландшафтный дизайн от западного и восточного? Самобытен ли российский ландшафтный дизайн и склонны ли российские специалисты к «подражанию»?


Дизайн - новая профессия и новый вид искусства, появившиеся в середине XX столетия, окончательно оформившиеся в 60-е годы. Искусство дизайна способно ярким языком, похожим на краткий призыв лозунга или пятно плаката, обратить внимание на любую идею. Произведения искусства, создаваемые современными дизайнерами, соединяют в себе приёмы всех классических искусств, присоединяя к ним новые, рождённые в XX столетии техническим прогрессом и искусством авангарда. Здесь дизайн ассоциируется с «актуальным искусством». Наиболее близкими к ландшафтной архитектуре направлениями являются ленд-арт и стрит-арт. В России есть блестящие самобытные художники, работающие в этих направлениях. В современном искусстве понятия «западный» и «восточный» можно отнести скорее к проявлению некоторого внутреннего настроения художника.
Что касается искусства дизайна, то «подражание» в этом искусстве равносильно плагиату, и было бы, мягко говоря, некорректно обвинять в этом кого-то. Если же рассматривать дизайн как профессию, создающую предметы и оформляющую пространство, то понятие «подражание» тут тоже трудно применить. Если я покупаю итальянскую мебель и расставляю её в своей собственной комнате, глупо говорить, что я «подражаю» итальянцам, хотя всякое бывает.


Вы, как преподаватель истории ландшафтной архитектуры можете проследить эволюцию развития ландшафтной архитектуры в России и спрогнозировать её дальнейшее развитие. В каком направлении она будет двигаться в будущем?


Как преподаватель истории я могу сказать, что невозможно остановить прогресс, его можно только задержать. В Соединённых Штатах, например, профессия «ландшафтный архитектор» существует с конца  XIX века, она входит в 50 лучших профессий 2010 года, с прогнозом интенсивного развития течении ближайших 10 лет. В мире ожидается, что уровень занятости ландшафтных архитекторов в  период с 2008 по 2018 гг. возрастет на 20% - это больше, чем прогноз занятости в среднем для других специальностей.
Я надеюсь, что Россия не будет отставать. На всемирном Конгрессе международной федерации ландшафтных архитекторов (IFLA) было принято решение о проведении очередного конгресса в 2015 году в России (Москва - Санкт Петербург). Это очень важное решение для развития отечественной ландшафтной архитектуры и оно говорит о том, какое огромное внимание уделяется нашей стране, стране, где у ландшафтных архитекторов много нерешенных, и даже пока не поставленных на государственном уровне, задач. А задачи эти важно срочно решать в условиях формирования новых агломераций и экологической нестабильности. Решать, чтобы обеспечить  устойчивое развитие окружающих нас пространств, да и общества в целом.


Будет ли развиваться ландшафтная архитектура в частном строительстве? И каковы его перспективы?


Конечно, будет! Основой прочного фундамента здорового общества является средний класс, а именно он самый важный заказчик самого распространённого вида частных садов, небольших владений, создание и уход за которыми хозяева могут осуществлять самостоятельно на собственные средства, не изыскивая для этого особых дополнительных капиталов. Площадь таких садов невелика - несколько соток, а иногда даже метров, но они создают связь приватного пространства жилья или личного офиса с окружающим миром, а это как раз и есть главная задача ландшафтной архитектуры – создание гармоничного, устойчивого пространства обитания, равно удобного для всех членов общества.


Вы, являетесь одним из членов жюри Первого открытого конкурса ландшафтных проектов "Terradeck. Outdoor systems". Чем Вас заинтересовал данный проект? Поможет ли он развитию ландшафтного проектирования и дизайна в России?


В современной архитектуре дизайн занял определённую важную позицию. Сегодня работа профессионального архитектора не мыслима без сотрудничества с дизайнерами. Дизайнеры наполняют жизнью пространства задуманные архитектором. Они создают среду, проектируя всё, от необходимых утилитарных вещей до арт-объектов и инсталляций. Сам архитектор часто выступает в роли дизайнера, когда генерирует оригинальную идею нового сооружения. Портфолио многих известных, практикующих в наши дни, архитекторов украшают работы, которые экспонировались на выставках актуального искусства и конкурсах дизайна. Конечно, подобные конкурсы исключительно важны для будущих профессионалов и уже сложившихся мастеров.


Основным условием конкурса является использование террасных досок и декоративных ограждений из древесно-полимерных композитов. На Ваш взгляд, насколько интересны данные продукты для ландшафтного дизайна?


Реклама и продвижение на отечественном рынке экологически чистой и безопасной продукции чрезвычайно важное и полезное для общества занятие.

Станет ли он незаменимым инструментом современного ландшафтного дизайнера в создании красивых и практичных дизайнерских объектов (террас, бассейнов, искусственных водоемов, беседок, патио и т.д.)?


Конкурс должен показать все преимущества и возможности использования материала. Если это произойдёт, то цель мероприятия будет достигнута, к всеобщему удовлетворению. Заказчики получат удобную, качественную и безопасную продукцию, дизайнеры и архитекторы - заказы, а организаторы конкурса - надёжный рынок сбыта.

Беседовал Эдуард Мухамадеев