Как реконструировали улицы Парижа, Торонто, Нью-Йорка и других городов мира.

К 1970-м годам во многих городах мира начался пересмотр качества уличной среды. Функции транзитного пространства стало недостаточно — улицы должны были выступить местами для встреч, обмена знаниями, культурного досуга и городской жизни. Процесс этот продолжается до сих пор, и Москва как глобальный город в нём активно участвует.

Подтверждение тому — масштабная реконструкция нескольких тысяч столичных улиц и разработанный Cтандарт, согласно которому скоро в городе будет место не только для машин, но и для пешеходов, а ещё кафе, веранд, уличной торговли, велосипедистов и многого другого.

Strelka Magazine попросил архитектора, критика и выпускницу «Стрелки» Анну Шевченко рассказать, как создаются стандарты комфортной среды в других городах и что заставляет их работать десятилетиями.

Стандарты — это специально разработанные справочные руководства, которые применяются для облегчения и систематизации всех этапов проектирования. Стандарты носят рекомендательный характер, но на деле строго исполняются и высоко ценятся профессионалами в области городского планирования. Несмотря на то что некоторые документы определяют довольно чёткие критерии элементов улично-дорожной сети, обычно у проектировщиков есть выбор: использовать стандартные решения или разработать особые детали.

Стандарты не существуют сами по себе — они опираются на сформулированное видение того, как город будет развиваться. Таким видением может быть, например, генеральный план. Хотя процесс благоустройства в разных странах различается, общие принципы во многом совпадают из-за схожести задач. В первую очередь это приоритет человека как субъекта городской жизни: современные города заявляют пешеходов и велосипедистов (реже — пассажиров общественного транспорта) главными целевыми группами благоустройства. Автомобилисты же подвергаются ограничениям, к которым относится снижение скорости на дорогах, переоборудование парковочных пространств в общественные, ввод налогов на загруженность дорог и многое другое. Кроме того, большое внимание уделяется безопасности пешехода.

На этапе запуска проекта в обязательном порядке проводится предпроектный анализ, а по завершении работ происходит оценка того, как изменилось пространство. Характерно, что во многих городах активное участие в изменениях принимают сами горожане, а в некоторых — ещё и депутаты местных советов.

МЕЛЬБУРН

Сванстон Стрит, Мельбурн / фото: Alpha / Flickr.com



В 1970-е годы Мельбурну был свойственен «синдром бублика» — город состоял из монофункционального пустынного центра и густонаселённых пригородов. Нынешнее звание самого удобного для жизни города — это результат последовательной политики введения Стратегического плана 1985 года (The 1985 Strategy Plan), который сформировал новое видение городского планирования и коммуникации с местными сообществами. В 1986 году вышел первый документ, регламентирующий развитие улично-дорожной сети вкупе с благоустройством зелёных зон, — «Сети и озеленение» (Grids and Greenery). В первую очередь он определил типы городских пространств, встречающихся в Мельбурне: улица, бульвар, парк и другие. Во-вторых, предлагал решения по благоустройству этих пространств и ограничивал движение в центре города. Исследование Яна Гейла «Пространства для людей — 1994» (Places for People 1994) обозначило движение в сторону ориентированных на человека общественных пространств.

Сейчас в городе действует Стратегия городского развития Мельбурна на 2013–2017 годы (Melbourne City Council Plan 2013–2017), декларирующая такие принципы, как «город для людей», «креативный город», «связный город» и другие. Документ, в свою очередь, делится на пять узконаправленных стратегий, среди которых Стратегия развития велосипедного движения (Bicycle Plan 2012–2016), Стратегия благоустройства парковок (CBD and Docklands Parking Plan 2008–2013), Стратегия дорожной безопасности (Road Safety Plan 2013–2017), Стратегия развития пешеходного движения и Транспортная стратегия (Transport Strategy 2012).

Несмотря на то что в городе отсутствует единое руководство по благоустройству улиц, все мероприятия и элементы городской среды стандартизированы и понятны. Большое внимание уделяется постоянной коммуникации между различными департаментами мэрии.

Участники. Для управления проектами функционирует трёхчастная система менеджмента: группа управления, куда входят главы департаментов и главные проектировщики; координационный комитет по благоустройству улиц, состоящий из специалистов в различных сферах; и рекомендательная группа из высокопоставленных официальных лиц и руководителей внешних организаций.

Финансирование. Бюджет для капитальных проектов продолжительностью в несколько лет определяется группой управления. Средства при этом поступают из городского капитального бюджета и/или национального бюджета. Бюджет для проектов меньшего масштаба определяется координационным комитетом по благоустройству и финансируется из капитального бюджета Мельбурна. Рутинные ремонтные работы финансируются из текущего бюджета мэрии.

Полезная практика. Разработанная независимой общественной организацией Victoria Walks концепция аудита пешеходных маршрутов заключается в оценке по шести критериям. Аудиторы заполняют специальный опросник, ставя баллы за качество реализации того или иного пешеходного отрезка. По результатам аудита аналитики организации готовят рекомендации для муниципальных властей о необходимости внесения тех или иных изменений.

ПАРИЖ

Набережная Сены, Париж



Как таковых стандартов благоустройства в Париже не существует, но есть Стратегический план перемещений (Plan de déplacements urbain, PDU) на 10 лет, который ставит конкретные цели по изменению моделей поведения горожан. В нём сформулированы основные задачи, такие как снижение загрязнения воздуха, повышение мобильности населения, качественное зонирование общественного пространства, стимуляция экономического развития и другие. Стратегический план определяет общую канву перемещений в городе, а проекты благоустройства остаются в ведении мэрии и создаются в рабочем порядке. С одной стороны, это позволяет всё время обновлять подходы к проектированию, с другой — создавать уникальную среду даже на самой маленькой улочке или площади. Несмотря на отсутствие стандартов, все проекты подчиняются общеевропейским нормам доступности, безопасности и защиты окружающей среды.

Участники. Успех проектов благоустройства в Париже во многом связан с тем, что в компетенции ответственного департамента (Департамент перемещений и дорог) сосредоточено и капитальное строительство, и программирование пространств, что позволяет оперативно влиять на ситуацию.

Финансирование проектов осуществляется из бюджета мэрии округа или мэрии Парижа. Если мэрия округа не имеет достаточных средств, изыскиваются дополнительные источники финансирования — например, с помощью целевых программ.

Площадь République / фото: Carsten aus Bonn / Flickr.com

Полезная практика. В Париже принято постоянно тестировать новые идеи на небольшом участке. После наблюдения в течение нескольких месяцев, а иногда и лет, если принцип доказал свою успешность, его начинают использовать на других территориях.

НЬЮ-ЙОРК

Бруклин Парк Лейн, Нью-Йорк


 

В Нью-Йорке действует «Руководство по проектированию улиц» (Street Design Manual), которое формулирует единый стандарт проектов благоустройства, список мероприятий и элементов городской среды. В США стандарты и руководства по проектированию улично-дорожной сети стали появляться ещё во времена Великой депрессии, когда массовое автомобильное движение только зарождалось. Нью-Йорк кардинально поменялся с конца 1970-х годов, став менее индустриализированным, однако инфраструктура города претерпела лишь незначительные изменения. В связи с этим во второй половине 2000-х годов власти города увидели необходимость в смене масштаба и качества улично-дорожной сети. Это намерение вылилось в разработку «Руководства по проектированию улиц», выпущенного в 2009 году. Документ в первую очередь раскрывает то, как проходит процесс благоустройства, и приводит список лиц, ответственных за каждый этап. Далее руководство обращается к стандартам проектирования, формирует дизайн-код — видение того, как должно выглядеть улично-дорожное пространство Нью-Йорка. В этой части формируются стандарты геометрии дорог и улиц, материалов, элементов освещения, уличной мебели, озеленения.

Meat Market Plaza, Нью-Йорк, до реконструкции / фото: streetsblog.org

Участники. В Нью-Йорке за реализацию проектов совершенствования инфраструктуры отвечают два подразделения: Департамент транспорта и Департамент проектирования и строительства. Первый играет ключевую роль в реализации краткосрочных проектов, а второй координирует капитальные проекты при поддержке первого.

Финансирование проектов благоустройства осуществляется в основном из бюджета города. Крупные проекты могут субсидироваться из национального бюджета и бюджета штата. Расходы на мелкую реконструкцию улично-дорожного пространства иногда ложатся на плечи малых предпринимателей.

Полезная практика. При оценке реализованных проектов используются не только количественные, но и качественные показатели на основе специально разработанных индексов. Индексы ежегодно отслеживают изменение показателей безопасности, популярности пространств, удовлетворённости граждан и уровня поддержки изменений.

ЛОНДОН

Площадь Канэри-Уорф, Лондон



Лондон — пример образцовых практик благоустройства. Справочник «Улицы: руководство» (Manual for Streets 2; MfS2) подробно инструктирует, как должен проходить процесс совершенствования улично-дорожной инфраструктуры. До конца 1970-х годов проектирование и благоустройство улиц опиралось на два документа: «Проектирование и планировка в районах городской застройки» (Design and Layout of Roads in Built-Up Areas) (1946–1966 годы) и «Дороги в городах» (Roads in Urban Areas) (1966–1977 годы). Эти нормы подвергались критике, потому что стимулировали рост объёма автотранспорта. Результатом борьбы за отход от идеи строительства новых дорог стало изданное в 1977 году руководство «Рекомендации по планированию дорог и тротуаров в жилых кварталах» (Residential Roads and Footpaths Layout Considerations; Design Bulletin 32; DB32). В начале 2000-х годов в обществе возник запрос на перенос главного акцента проектирования улиц с автомобилистов на пешеходов и местных жителей. В 2007 году Национальный департамент транспорта опубликовал справочник «Улицы: руководство» (Manual for Streets, MfS). Этот документ установил новые стандарты процесса проектирования, мероприятий по благоустройству и элементов средового дизайна. В настоящий момент действует второе издание справочника 2010 года, расширенное на все дороги и улицы в Англии и Уэльсе.

Юнион Стрит, Лондон, 2009 год, до и поле реконструкции



 

Участники. Официальные лица, участвующие в процессе благоустройства, состоят на службе на всех уровнях власти — национальном, региональном и местном. Кроме того, немаловажную роль в проектах благоустройства играют частные строительные компании.

Финансирование. Проекты совершенствования улично-дорожного пространства могут субсидироваться из бюджетных средств (национального, общегородского бюджета или средств районных советов) и из средств частных инвесторов.

Полезная практика. Одна из особенностей процесса благоустройства в Лондоне — повсеместное привлечение частных инвестиций. Здесь применяется механизм государственно-частного партнёрства — действует схема пошлины на инфраструктурное благоустройство района за счёт застройщика. Пошлина зависит от размера и типа новой застройки. Назначение расходов определяется после тщательных консультаций с местным населением и проведения публичных слушаний, например, средства могут идти на строительство доступного жилья и необходимой местному сообществу инфраструктуры.

ТОРОНТО

Эглинтон Авеню, Торонто



Принципы и подходы к развитию города в целом и уличных и общественных пространств в частности изложены во многих документах и положениях. Основу их составляет Официальный план Торонто (Toronto Official Plan), принятый в 2010 году. План постоянно подвергается изменениям — с течением времени, сменой актуальных городских нужд и требований общественности. Руководство «Принципы городского дизайна» (Urban Design Guidelines) переносит общие рекомендации, содержащиеся в Официальном плане Торонто, на следующий уровень и детализирует цели Плана, транслируя их в желаемые результаты — дизайн конкретных пространств и зданий. Руководство представляет две категории принципов: относящиеся ко всему городу и относящиеся к конкретным районам.

Участники. За процесс развития города и его облик отвечает Департамент планирования города, который в связке с общественностью и другими департаментами определяет актуальные цели и городскую политику.

Финансирование. Масштабные проекты городского благоустройства, как правило, финансируются за счёт бюджетов и/или бюджетных программ разного уровня. Могут использоваться различные схемы государственно-частного партнёрства. В случае небольших проектов используются как бюджетные средства, так и исключительно частные либо их комбинация (ГЧП). Распространённый случай использования частного капитала — так называемые Зоны развития бизнеса (Business Improvement Areas), которые получают преференции при вложении в проекты благоустройства, ремонта или возведения стен, улучшения вида фасадов коммерческой недвижимости. В Торонто действует 81 такая зона.

Полезная практика. Посвящённое дизайну улиц «Руководство по уличному ландшафту» (Urban Design Streetscape Manual) является в большей степени справочным онлайн-ресурсом, нежели отдельным документом. Онлайн-система открыта для всех внешних пользователей. Потенциальный девелопер может осуществлять проект согласно содержащимся в системе рекомендациям, требованиям и вариантам обустройства конкретной улицы.

Материал подготовлен на основе анализа лучших мировых практик в области благоустройства улиц и общественных пространств, проведенном КБ «Стрелка».

источник: strelka.com