Денис Буцаев, руководитель Публично-правовой компании «Российский экологический оператор»: о состоянии сферы ТКО и возможности привлечения инвестиций. На заседании Общественного совета при Минприроды России.

 

Денис Буцаев, руководитель Публично-правовой компании «Российский экологический оператор»: о состоянии сферы ТКО и возможности привлечения инвестиций.

Мы говорим о необходимости инвестирования в сферу ТКО. И понимаем, что в настоящий момент ни бюджетные ни частные инвестиции не могут сформировать всю систему, чтобы отрасль начала работать эффективно. Размер инвестиций оценивается от 200 до 300 миллиардов рублей. В настоящий момент привлечено всего около 20 миллиардов.

Среди проблем отрасли сегодня – как необходимость доработки нормативно-правовой базы, так и проблемы, связанные с состоянием самой отрасли: достаточно невысокая платежная дисциплина, нормативы посчитаны опытным путем, рассчитываем, что по результатам первого года работы они могут быть уточнены.

Для инвесторов волнующим является тот факт, что тарифы сегодня являются предметом политического обсуждения, они являются непостоянными в рамках даже очень короткого времени.

Имеет место и сопротивление старых игроков, которые не захотели участвовать в перестроенной системе ТКО, что не добавляет отрасли устойчивости и инвестиционной привлекательности. Все это приводит к нервозности инвесторов в плане среднесрочных и долгосрочных инвестиций. Это мы намерены исправить. Создание федеральной территориальной схемы, где мы учтем все структурные элементы, приведет к созданию более ясной картины для инвесторов.

Те, кто инвестирует через зеленые облигации, определенно могут рассчитывать на определённые преференции. Мы можем предусмотреть государственную поддержку, которая предоставила бы либо «дешевые» деньги, либо возможность софинансирования при соблюдении принципа возвратности средств, вложенных в отрасль.

Достаточно активное общественное обсуждение и контроль над сферой зеленых облигаций по аналогии с зарубежным опытом приведет к возрастанию авторитета этого финансового инструмента в глазах инвесторов.

- Среди экспертов ходит мнение, что за этот год могут обанкротиться и прекратить работу большое количество региональных операторов (в среднем называют цифру 30% от общего числа). Какая в ППК планируется работа с такими регионами и бизнесом?

Во-первых, нужно провести анализ. Анализ состоит из нескольких составных вещей – это анализ территориальной схемы, тарифа и норматива накопления. Вот то, чем мы сейчас занимаемся, и первый этап этой работы должен быть завершен к сентябрю текущего года. Совместно с Министерством природных ресурсов регион за регионом мы проверяем на предмет того, какая территориальная схема – смотрим нормативы накопления, смотрим есть ли тариф вообще, иногда бывает, что его нет, а если он есть, то изучаем структуру тарифа.

Исходя из этого анализа мы можем сказать, есть ли объективная предпосылка к тому, чтобы региональный оператор не мог работать вообще. Либо, если регоператор при нормальной ситуации не работает, значит что-то не в порядке с самим регоператором. Поэтому в этом отношении я сейчас бы воздержался от каких-либо цифр сколько регоператоров сможет работать, а сколько не сможет. Мы проанализируем полностью все субъекты, и у нас появится целиком картина того, где есть проблематика, и мы ее в этом случае будем исправлять, а где такой проблематики нет.

У нас есть в том числе и поручение Правительства в отношении анализа всех территориальных субъектовых схем, формирования на их основе федеральной территориальной схемы, которая позволит исключить ошибки, которые были допущены в том числе на этапе формирования территориальных схем. Кроме того, предусмотрим еще межсубъектовые территориальные схемы, которые позволят более оптимально выстраивать структуру терсхем с учетом образователей отходов, инфраструктуры, таким образом, чтобы сделать затраты минимальными при достижении тех целей, которые перед нами стоят.

- Региональные операторы, которые по объективным причинам терпят трудности, могут рассчитывать на помощь?

Если у регоператоров существуют какие-то вопросы, которые они уже сейчас видят в нормативном плане, видят необходимость изменения каких-либо регулирующих нормативов, мы готовы к обсуждению и уже ведем такую работу.

- Каким образом регоператоры могут обратиться в ППК?

Они могут обратиться и официальным письмом, и могут связаться с представителем Российского экологического оператора, все наши координаты есть в приемных Министерства природных ресурсов, и в самое ближайшее время мы рассчитываем на то, что у нас откроются и офисы.

Интервью предоставлено Экологическим пресс-центром ОПРФ в рамках заседания Общественного совета при Минприроды России

Другие статьи в рубрике