Печать

DVjpbU8I2Fo

В Совете Федерации обсудили основные проблемы со сбором и вывозом ТКО. Как сообщил глава комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных, на сегодня для вывоза отходов в регионах требуется 21 тысяча специальных машин, при этом в наличии имеется только 18 тысяч. Проблема связана с малыми заказами на производство оборудования на отечественных предприятиях. Заказы на 20-30 машин брать просто не выгодно.

В ходе совещания «О проблемных вопросах обращения с ТКО, иными видами отходов и путях их решения» было озвучено предложение о заключении со всеми субъектами единого контракта на производство машин. Предлагается запросить у каждого региона точную информацию о потребностях в количестве спецтехники для вывоза ТКО. А затем отправить единый запрос на производство машин, чтобы избежать малых партий заказа. В ближайшие две недели власти обещают проработать данный вопрос.

"Я считаю, нам надо сформировать запрос от всех регионов ровно на эти 3 тысячи автомобилей и дальше уже Минприроды с ППК РЭО проведут переговоры и заключат соглашения с нашими отечественными производителями", - уточнил парламентарий.

Далее планируется, что Минприроды и Российский экологический оператор (РЭО) будут распределять произведенные машины по каждому региону, для чего будут заключать отдельные договоры с региональными операторами по обращению с отходами.

По мнению сенаторов, лицо "мусорной реформы" - контейнерные площадки и их состояние. Однако, из необходимых 1,5 млн сейчас создано только 900 тыс. площадок для сбора ТКО. У многих муниципалитетов нет средств на их создание.

В ближайшее время РЭО и Министерство природы РФ должны предоставить информацию, в каких регионах наблюдается наибольший дефицит мусорных площадок. Кроме того, сенаторы продумают четкие общие нормативы оборудования объектов в регионах. Также Двойных обратил внимание на необходимость введения одного ответственного лица за вывоз всего мусора с площадки. Такая практика уже действует в некоторых субъектах и показывает свою эффективность.

— Необходимо вернуться к практике, когда при вывозе мусора с той или иной площадки ответственная за такую работу компания отвечала бы не только за «свой» мусор (например, только за ТКО), но и за вызов «ненормативных», не соответствующих категории ТКО отходов. Сейчас из-за того, что ответственность здесь размыта, муниципалитетам приходится проводить отдельные конкурсы на вывоз «ненормативки», что только множит бюрократические процедуры и усложняет процесс. Также имеет место перебрасывание отходов с одной контейнерной площадки на другую вместо их вывоза на полигон, — сообщил Двойных.

В СФ считают, что в РФ не хватает и инфраструктуры по переработке ТКО. Помимо этого, предлагается усовершенствовать процедуру лишения компании статуса регионального оператора, если она не выполняет соответствующие обязанности. «Отсутствует действенный и безболезненный для региона механизм расторжения соглашения с недобросовестным региональным оператором. Требуется усовершенствовать процедуру лишения юридического лица статуса регионального оператора, если он не выполняет свои обязанности. Кроме того, органы местного самоуправления говорят о сложностях применения штрафных санкций за некачественную работу», – уточнил Двойных.

«Закон нуждается в доработке в части установления специального регулирования в отношении отходов строительства и сноса, благоустройства, осадка сточных вод и иных видов отходов. Мы видим, что ряд коммерческих организаций передает в ТКО не региональным операторам. И, как следствие, значительный объем ТКО перетекает в иные виды отходов и не подвергается сортировке и переработке. Это связано с тем, что хозяйственные субъекты самостоятельно относят образующиеся у них отходы к тем или иным видам. Данные обстоятельства являются серьезной причиной массовых несанкционированных свалок», – сообщил сенатор.

Валентина Матвиенко поддержала предложение комитета начать системную работу и подготовить изменения в законодательство.

Комитету по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поручено организовать системную работу по подготовке законодательных изменений, а также провести мониторинг исполнения «дорожных карт» по реализации инвестпроектов по созданию объектов по обращению с мусором в субъектах РФ. Для помощи регионам в решении этих вопросов предлагается проводить раз в две недели заседания по исполнения «дорожных карт».