Печать

Специалисты Росзимдора предлагают по новому взглянуть на проблему зимнего содержания. Подходы к содержанию и уборке дорог нуждаются в модернизации. К такому выводу пришли участники Всероссийской практической конференции «Современное содержание российских городов в зимний период» 28 сентября в Перми. Мероприятие было организовано и проведено Российской Ассоциацией зимнего содержания дорог (Росзимдор).

На конференцию приехали специалисты дорожных служб из десятка регионов, ученые Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова и Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

Как рассказала гостям заведующая кафедрой общей и военной гигиены питерского медуниверситета Лилия Аликбаева, специалисты ВУЗа провели исследование в ряде городов России, которое показало значительное содержание опасных пылевых частиц и тяжелых металлов в дорожном смете весной. Некоторые из веществ, в частности, цинк, мышьяк, медь, кобальт и никель, превышали предельно-допустимые концентрации (ПДК) в 25 раз. Исследования медиков показали, что на 90% дорожный смет состоит из песка, твердые частицы которого образовывают пылевые облака с превышением ПДК по воздуху в 80-136 раз. Что создает угрозу для здоровья человека. Медики считают, что подобные взвеси провоцируют серьезные заболевания дыхательных путей, эндокринной и нервной систем, кожи, мочеполовой системы, нарушения иммунной защиты организма. Особенно тяжела такая неблагоприятная экологическая обстановка для детского населения.

По мнению представителей Ассоциации зимнего содержания дорог и коллег из Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета корни проблемы кроются в неправильном обслуживании дорог: зимой в России до сих пор предпочитают использовать песко-соляную смесь в качестве противогололедного материала.
При этом данные МАДИ говорят о том, что подобные материалы не обладают необходимыми качествами, которые позволяют содержат дороги согласно предъявляемым национальным стандартами. К примеру, песок на льду или накате не обеспечивает нормируемый коэффициент сцепления колес, а небольшое содержание соли в смеси вместо плавления обеспечивает обратный эффект, то есть вторичное оледенение.

Наглядно картину демонстрирует статистика. По данным ГИБДД МВД РФ за минувший сезон 2016-2017 года в России из-за неудовлетворительных дорожных условий зимой погибло почти 50 тысяч человек. Это сравнимо с количеством жителей небольшого города. Несколько сотен тысяч человек получают травмы при падении на скользких улицах, что снижает качество жизни, а в некоторых случаях ведет к инвалидности и смерти.
То, что благополучие и здоровье людей напрямую зависит от того, как и чем обрабатываются дороги страны, говорит пример двух городов – Москвы и Санкт-Петербурга. Напомним, что два года назад в Северной столице решили отказаться от использования солесодержащих ПГМ в пользу песка. В итоге, число аварий выросло почти на 30 процентов, а пострадавших в них – на 26 процентов. Тяжесть травм, полученных пешеходами, увеличилась.   В Москве, где в качестве борьбы с зимней скользкостью используют современные многокомпонентные материалы, наоборот, сотрудники ГИБДД фиксируют улучшение показателей статистики, уровень травматизма пешеходов зимой в столице самый низкий в России.

Положение дел можно изменить, внеся коррективы на законодательном уровне, считают в Росзимдоре. Во-первых, необходимо распоряжением Минздрава РФ вести учет несчастных случаев из-за неубранных тротуаров и дворов, во-вторых – модернизировать устаревшие в современных условиях нормативы. Лишь недавно была принята новая версия ГОСТ 50597 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», в котором появился целый раздел, посвященный требованиям к зимнему содержанию. Однако, необходимо провести актуализацию и доработку регламентов, устанавливающих правила зимней уборки в самих населенных пунктах. Зачастую, это документы, не учитывающие климатические, экологические и инфраструктурные особенности города, содержащие в себе устаревшие методы борьбы с зимней скользкостью и не оптимизированные схемы утилизации снега, что зачастую приводит к высоким сопутствующим затратам, которых вполне можно избежать при комплексной разработке технологии зимней уборки под конкретный населенный пункт. При этом эксперты Росзимдор готовы оказывать методологическую, юридическую и научно-исследовательскую помощь при разработке индивидуальных технологий зимнего содержания для городов. Такой подход вызвал большой интерес у участников Всероссийской практической конференции «Современное содержание российских городов в зимний период».