Новости

Главное

Новое видео на портале

Сравнение снегопогрузчиков с комбайнами не случайно, они ведь тоже выполняют несколько операций – сбор и погрузку, да и внешне они похожи: медленные, неповоротливые, с широким «носом» подборщика спереди и длинным «хвостом» транспортера сзади. Вот только бункера для собранного снега у них нет, поэтому бесперебойно работать они не могут, приходится останавливаться для смены самосвала.

Старейший и самый распространенный снегопогрузчик в нашей стране – новоуральский КО-206 (ЗАО «Автомобили и Моторы Урала» – АМУР). Сезонный характер эксплуатации положительно сказался на ресурсе этой техники: многие из машин, выпущенных десятки лет назад, по-прежнему в строю и продолжают нести зимнюю вахту в разбросанных по России коммунальных организациях. Но несмотря на работоспособность они сильно устарели морально и не соответствуют ни современным правилам организации рабочего места оператора, ни требованиям к производительности коммунальной техники. Поэтому говорить об их экономической эффективности и целесообразности «бесконечной» эксплуатации не приходится. Необходимо менять их на современные модели, тем более, что выбор сегодня довольно широкий. Тот же КО-206 в модернизированном варианте с литерой «М» выпускается с 2008 г. У снегопогрузчика сохранилась механическая трансмиссия, только привод теперь полный. Передний управляемый мост можно принудительно подключить во время уборки. Погрузчики с приводом только на заднюю ось, с относительно слабым двигателем, частенько буксовали, штурмуя слежавшиеся снежные валы. На практике это компенсировалось тем, что грузившиеся с зад¬него борта КамАЗы им помогали, подталкивали их слегка через закрепленную на моторном щитке снегопогрузчика покрышку, служившую буфером. Но с полным приводом и более мощным двигателем такая «помощь» снегопогрузчику уже не требуется. С внешней стороны КО-206М изменился даже больше, чем с технической, и если бы не знакомый с детства лаповый питатель и скребковый транспортер с цепным приводом, можно и не узнать! Ультрамодная каркасная кабина с пластиковыми панелями и сплошным остеклением, пластиковые крылья, обрамление светотехники… Впрочем, для консервативного покупателя сохранена обновленная цельнометаллическая кабина с увеличенной площадью остекления, большим стеклоочистителем, удобным входом через дверь с задней навеской петель. Долгое время снегопогрузчики работали в тандеме с самосвалами КамАЗ с низким и наклонным задним бортом. Такая пара позволяла обходиться относительно коротким транспортером. Чтобы не создавать помех для движения транспорта при загрузке через задний борт, снегопогрузчик шел по обочине навстречу потоку, а самосвалы следовали за ним задним ходом. Однако разнообразие автопарка самосвалов, особенно машин с кузовами большого объема, внесло свои коррективы в устоявшуюся традицию. Снег – материал низкой плотности, поэтому коммунальные предприятия могут применять для его вывоза простаивающие зимой карьерные самосвалы дорожного типа с кузовами объемом 20 куб.м и более. А например, самосвалы на 4-осном шасси равномерно через зад¬ний борт просто невозможно загрузить. Единственный способ – увеличить длину транспортера, это, конечно, не облегчает его маневренность в городской толчее, но что делать! Так, завод «АМУР» предлагает КО-206М с увеличенным вылетом транспортера для коммунальных предприятий, использующих для вывоза снега «разнокалиберные» самосвалы, и с коротким вылетом для тех, чей парк в основном состоит из КамАЗов.


Бо’льшая часть снегопогрузчиков сегодня строится на шасси с гидростатической, или иначе – гидрообъемной трансмиссией. В этом случае и рабочее оборудование, и привод хода и рулевого управления получают энергию от гидромотора, что позволяет уменьшить потери, неизбежные при механической передаче крутящего момента. Облегчается работа оператора, управление напоминает таковое на машинах с автоматической коробкой передач, а отсутствие ступенчатого переключения напоминает вариатор. Но главное, при отсутствии переключения машина движется плавно, равномерно распределяя усилие на ведущие колеса при работе.
Похожие по конструкции снегопогрузчики с «золотыми ручками» и скребковым транспортером выпускают два российских предприятия с похожим названием: СнП-17 – московское ООО «Дормаш» и ДМ09 – Завод «Дорожных машин» из Рыбинска. На обеих машинах применяется односкатная ошиновка и используются 12-дюймовые шины с протектором повышенной проходимости. Управляемые колеса передние. Такое шасси эффективно не только для сбора снега, в ООО «Дормаш» на нем строят и многофункциональные машины для круглогодичного обслуживания дорожной сети. У снегопогрузчиков оригинальные кабины с большой площадью остекления и дополнительными световыми приборами, удобным расположением органов управления.
ДМ09 создана с учетом пожеланий потребителей. Машина имеет полный привод, а также увеличенный вылет транспортера, самый большой среди аналогов (до 6 м). Получающаяся высота погрузки позволяет загружать снег в кузова различных видов самосвалов, а также дает возможность загрузки через кабину самосвала при движении «след в след».
ДМ09 дополнительно оборудуется двухрежимным рулевым управлением, что позволяет оператору комфортно управлять машиной как в работе, так и на перегонах.
По желанию потребителя устанавливают систему видеонаблюдения за зоной выгрузки, с помощью которой оператор машины может сам контролировать степень заполнения кузова самосвала.


Снегоуборщик ДМ09 – это модель, отличающаяся непревзойденным соотношением цены, качества и потребительских свойств.
Иная схема шасси применяется на хорошо известных в России белорусских снегопогрузчиках «Амкодор» А-37 (МПУ-1) и аналогичных им по конструкции снегопогрузчиках из Твери, выпускаемых на предприятии «ТверьКоммаш»: ТКМ-237-01 и ТКМ-237-02. Трансмиссия гидростатическая, привод полный, но колеса применяются неравного размера: передние колеса больше задних, задние же колеса управляемые. От этого машины маневреннее и больше других похожи на те комбайны, что трудятся в поле, а не на асфальтированных улицах. Модели А-37 и ТКМ-237-02 оборудованы традиционным лаповым питателем, а в А-37-01 и ТКМ-237-01 применяется шнековый питатель, коммунальные предприятия могут выбрать подходящий для себя вариант. Снегопогрузчики со шнековым механизмом не требуют помощи автогрейдеров, так как могут самостоятельно взрыхлить слежавшийся снег, у них выше производительность. Но и у всеми любимой «хапалки» есть свои преимущества, например лаповый подборщик хорошо справляется с глыбами сколотого льда, тогда как из винта шнекового они будут вылетать как пули. Можно, конечно, сделать замечание, что снег надо убирать своевременно, не дожидаясь, когда он спрессуется или превратится в лед. Это правильно, с одной стороны, но дело в том, что снег падает везде сразу, а убирать его можно лишь поочередно, согласно приоритету: сначала проезжие части дорог и тротуары, затем обочины, парковочные карманы и газоны, а он успеет и слежаться, и подтаять, превратившись в лед. Плюс к этому снег-лед, счищаемый с крыш, его тоже порой приходится собирать снегопогрузчиками, как минимум, с той части крыш, что выходят на улицы. У снегопогрузчиков «ТверьКоммаш» просторная кабина с большим остеклением, кроме отопления кабины дополнительно осуществляется обогрев сиденья и зеркал заднего вида. Блок контрольных приборов удобно расположен на уровне глаз оператора, рулевая колонка регулируется по углу наклона. У всех перечисленных снегопогрузчиков четырех марок применяется скребковый транспортер с увеличенным вылетом, это позволяет грузить самосвалы через кабину, упрощается система работы звеньев погрузка–вывоз, облегчается работа водителей самосвалов, им не надо пятиться задним ходом. Выше и безопасность процесса погрузки. На практике часто приходится видеть такую картину, когда водитель самосвала «сдает назад» машину, слушая через приоткрытую дверцу указания помощника. Звено это движется против хода движения по обочине или крайней правой полосе дороги. Что при этом происходит справа сзади самосвала, никто не видит, хорошо, когда работа идет вдали от жилья, где нет вездесущих и не осознающих риск детей. Да и сам машущий руками помощник, увлекшись своей сигнальной работой, может получить травму от проходящего мимо транспорта. Стоит заметить, что при загрузке через кабину никакой помощник с указателями не нужен вовсе, а в случае со шнековым питателем не нужны и помощники с лопатами, подбирающие то, что выпало из лотка лапового подборщика. И кроме традиционных самосвалов КамАЗ могут применяться машины любых других марок.


У всех снегоуборщиков с транспортером скребкового типа кабина пристроена с левого бока, принципиально иначе устроены снегоуборщики с ленточным транспортером, кабина оператора у них расположена над транспортером, посредине машины. Преимущество ленточного транспортера в том, что снегопогрузчики можно применять для погрузки различных сыпучих материалов, а не только снега, таким образом, уменьшить простои техники. Например, погрузчик «Амкодор» А-34 (ТМ-3) широко применяется в сельском хозяйстве на токах для погрузки зерна. Лаповым питателем эти снегопогрузчики оборудуют редко, в основном используют комбинированный шнекороторный механизм. Московский «Дормаш» на свой СнП-18 кроме этого устанавливает двухместную кабину, что позволяет подсобному рабочему не стоять на морозе в промежутках между погрузками в ожидании очередного самосвала.
Снегопогрузчик американской марки LeeBoy даже называется «универсальный всесезонный конвейерный погрузчик», чем подчеркивается его расширенное применение не только для очистки улиц от снега, но и в дорожном строительстве, и при ремонте в целом. В сочетании с навесной дорожной фрезой на МТЗ-82 этот погрузчик может заменить дорогостоящую фрезерную машину, так можно модернизировать ямочный ремонт в тех местах, где дорогая техника не по карману местным хозяйствам. На машине применяются два типа захватов: конусный для подбора скошенной травы и различного рыхлого мусора и шнековый для земли, песка, асфальтовой крошки и снега. Важной особенностью снегопогрузчика LeeBoy 3000 является поворотный на 180° транспортер, который позволяет, где можно, выгружать снег за обочину или грузить самосвалы через боковую стенку их кузова, когда машина следует параллельно погрузчику в соседнем ряду. С одной стороны, это может показаться не таким уж важным преимуществом, ведь перебрасывать снег на большое расстояние в сторону может любой роторный снегоочиститель, а занимать при погрузке снега целых два ряда кое-где будет означать – занять всю дорогу, здесь вам не Америка! Но с другой стороны, только так можно добиться максимальной производительности, ведь грузовики могут сменять друг друга непрерывно, а у снегопогрузчика не будет никаких простоев. Еще одно преимущество – возможность регулировать скорость конвейерной ленты, а значит, и дальность выгрузки снега. Это позволяет равномерно распределять выгружаемый материал по всему объ¬ему кузова, заполняя грузовики по максимуму и сокращая количество рейсов. С учетом того, что при средней скорости конвейера время заполнения стандартного ЗИЛа составляет не более 60 сек., скорость уборки будет зависеть исключительно от количества грузового транспорта, участвующего в процессе. Взять, к примеру, многополосные московские улицы. Отбрасывать снег в сторону некуда, сдвигать в сторону – после очистки трех-четырех полос образуется такой вал, что отодвигать его дальше вправо будет уже невозможно. Вот тут погрузчик с поворотным транспортером сможет реализовать свои способности на 100%. Снег можно сдвигать с центральных полос каждого направления как вправо к тротуару, так и влево к разделителю. С крайней левой полосы погрузчик будет заполнять самосвалы, повернув транспортер направо, а с крайней правой – налево. При работе будет занято два ряда, но так как погрузка пойдет беспрерывно, очистка всей проезжей части суммарно займет меньше времени, главное – обеспечить процесс уборки самосвалами в достаточном количестве. И тут надо добавить, что погрузчик с поворотным транспортером позволяет привлекать к снегоборьбе даже тягачи с самосвальными полуприцепами, т. к. только система с поворотным конвейером способна эффективно заполнить весь их объем! Официальным дилером LeeBoy 3000 в России является компания «Бэст Техник». В настоящее время американские снегопогрузчики уже работают в нескольких регионах РФ, в частности в таком непростом с точки зрения снегоборьбы городе, как Нижний Тагил.


В технических характеристиках снегопогрузчиков все компании обычно указывают производительность, а некоторые еще добавляют высоту убираемого слоя снега. Но по правде говоря, это очень относительные показатели, ведь на производительность снегопогрузчика влияет много сторонних факторов. Ведь практически никто не будет ждать, пока наберется достаточно большой вал снега, чтобы использовать возможности снегоуборщика по полной программе. Плюс смена самосвалов, плюс ручная зачистка, плюс светофоры и т. д. Приходится собирать и вывозить снег какой есть, и зачастую реальная производительность составляет едва 10% от паспортной, а то и меньше. Там же, где ситуация предсказуемая – сбор зерна на току или погрузка речного гравия, – указываемая в технических данных производительность имеет важное значение. (По материалам журнала Основные средства)

Видео-отзывы об использовании снегоуборочной техники смотрте здесь: