Печать

lmxfxS6ZawHw9Xv3qC1 PTi8aSFIke4pG45dNpVu1YQCpGTa4438sRIVGfIlYznZwRgCSlwJ9I6AJqZNsymfX7Ic

В частности, предлагается решить вопрос по совершенствованию правового регулирования обращения с жидкими бытовыми отходами. Ветки и листву предлагается приравнять к ТКО, а строительный мусор выделить в отдельный вид. Такие нормы содержит законопроект, который вносит изменения в закон «Об отходах производства и потребления». Документ подготовили депутаты Госсовета Татарстана. Сегодня его рассмотрят на президиуме парламента Республики. После законопроект планируют внести в Госдуму. Уже подготовлено обращение на имя спикера Госдумы Вячеслава Володина

.

В России только 65% жилого фонда оборудовано централизованной канализацией. В сельских населенных пунктах этот показатель достигает всего 18%. При этом регулирование тарифов законодательством не предусмотрено. Много вопросов также и по жидким бытовым отходам, очистке выгребных ям.

Как считает Председателя Государственного Совета Фарид Мухаметшин, в стране до сих пор не отлажена системная работа по сбору и утилизации ТКО, вопрос дальнейшей переработки мусора законодательно до конца не отрегулирован. Эти вопросы касаются не только Татарстана, но и других регионов. Поэтому требуются федеральные решения.

Глава парламента подчеркнул, что предлагаемые изменения федерального законодательства не ставят задачу увеличения затрат со стороны населения и роста тарифов. Основная цель – отладить единый механизм, сделать его рабочим, понятным и прозрачным. Данного законопроекта ждут и регоператоры, и представители бизнеса.

Принципиальным, по словам главы профильного комитета, является и вопрос собственности. «Что такое отходы? Кому они принадлежат? Кто несет ответственность? – обратился он к собравшимся, - если мы на эти вопросы ответы получим, будет понятно, чье мы имущество перерабатываем, что с него можно получить в качестве вторичного, кто должен на это потратить деньги, а кто – получить на этом доход. Тогда все встанет все на свои места».

Депутат Ирек Салихов обратил внимание на то, что при определении правового статуса собственника мусора следует учесть и тот факт, что, например, несанкционированная свалка может стать проблемой для собственника земельного участка. Законодательного регулирования данного вопроса также нет.

Разработанным законопроектом предлагается внести изменения в статьи федерального закона, которые касаются строительных отходов, содержания контейнерных площадок, территориальных схем, тарифного регулирования и так далее.

Как отметил Александр Тыгин, до 80% несанкционированных свалок состоит из строительных и ремонтных отходов. В настоящее время законодательно не прописан механизм обращения с отходами строительства и ремонта. Полномочий у регионов на регулирование данной отрасли также не имеется. В связи с этим разработанным законопроектом предлагается ввести новое понятие «отходы строительства и ремонта», правила обращения с ними, по мнению депутатов Госсовета, должны определять регионы с учетом общих требований федеральных норм и правил в области строительства и ремонта.

Немало проблем региональным операторам доставляет вывоз так называемых «зеленых» отходов (ветки, листва, древесные остатки). Сжигание таких отходов запрещено. Законодательно такие отходы не отнесены к ТКО. Парламентарии республики предлагают заполнить этот законодательный пробел.

Заместитель председателя Комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев отметил, что «зеленые» отходы – растительного, а значит, органического происхождения. «Зачем мы будем собирать на дачных участках и в частном секторе, а затем везти в город такие отходы? – задался вопросом он, - не лучше ли оставить их, закомпостировать, тогда они могли бы стать удобрением?». Отмечается, что, определив правовой статус таких отходов, не следует «нагружать» граждан дополнительными договорами о вывозе веток и растительных остатков.

Четырехлетняя практика реализации «мусорной» реформы, по мнению депутатов, показала необходимость усовершенствования требований к содержанию основного документа, регулирующего работу отрасли, – территориальной схемы.

Согласно нормам федерального законодательства, сегодня территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе, данные о нахождении источников образования отходов, мест накопления отходов, оценку объема капитальных вложений, а также прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с ТКО.

Поскольку эти данные постоянно меняются (по объективным причинам), территориальная схема также подвергается постоянной корректировке. В таких условиях де-факто постоянно действующей схемы быть не может. Разработанным законопроектом предлагается изложить норму федерального закона в новой редакции, закрепив за уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации право на определение целесообразности включения данных в территориальные схемы.

В обращении к Вячеславу Володину уточняется, что по данным Росстата, в России только 65,4 процента жилищного фонда оборудовано централизованной канализацией. В сельских населенных пунктах этот показатель еще меньше — всего 18,3 процента.Таким образом, основная часть сельских территорий не обеспечена централизованной системой водоотведения, а сбор и вывоз таких отходов осуществляются специализированным транспортом.

При этом порядок обращения с жидкими бытовыми отходами в домах без канализации — а это выгребные ямы, септики и так далее — в настоящее время законом практически не регламентируется, отмечается в обращении. В частности, отсутствуют однозначное определение понятия «жидкие бытовые (коммунальные) отходы», разработанные и утвержденные методики по определению норм образования и накопления таких отходов, не разработаны и отсутствуют методики определения состава жидких отходов.

По мнению парламентариев из Татарстана, все это негативно сказывается на экологии и угрожает здоровью россиян, ведь нередко такие отходы просто сбрасывают в местный пруд, озеро или реку. Такие случаи есть и в самой Республике.

Депутаты Госсовета планируют обратиться к руководству страны с просьбой рассмотреть вопросы совершенствования правового регулирования обращения с жидкими бытовыми (коммунальными) отходами с формированием полноценного цикла обращения с ними (тарификация, транспортирование, очистка, утилизация) и введения государственного регулирования тарифов на услуги нецентрализованной системы водоотведения.

Текст обращения будет также рассмотрен на ближайшем заседании парламента.