Печать

Рисунок123

Новый доклад ООН посвящен глобальному соглашению о борьбе с загрязнением пластиком,  описывает масштабы и характер перемен, необходимых для прекращения загрязнения пластиком и создания экономической модели замкнутого цикла.

Межправительственному комитету по ведению переговоров по пластмассам поручено разработать первый международный юридически обязательный договор о загрязнении пластиком, в том числе морской среды по итогам Парижской сессии.  Это вторая из пяти встреч, которые должны состояться для завершения переговоров к концу 2024 года.

В работе сессии в составе российской делегации принимали участие представители ППК РЭО , МИД России, МПР России, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, научного сообщества.

Человечество ежегодно производит более 430 миллионов тонн пластика, две трети из которых являются недолговечными продуктами, которые вскоре превращаются в отходы, заполняя океан и часто попадая в пищевую цепочку человека. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, к 2060 году объем пластиковых отходов, производимых во всем мире, увеличится почти втрое, причем около половины из них попадает на свалки, а менее пятой части перерабатывается вторично.

Рисунок28

По оценке ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) загрязнение пластиком уже сегодня является глобальной экологической проблемой, которая негативно влияет на экологические, социальные, экономические и медицинские стороны устойчивого развития всех без исключения стран. Примерно 7 миллиардов из 9,2 миллиарда тонн пластика, произведенного с 1950 по 2017 год, стали пластиковыми отходами, которые оказались на свалках или брошены.

Около 98% одноразовых пластиковых изделий производятся из первичного пластика. По прогнозам ЮНЕП уровень выбросов парниковых газов, связанных с производством, использованием и удалением пластмасс, произведенных на основе ископаемого топлива, вырастет на 19% от мирового углеродного бюджета к 2040 году.

Для уменьшения объема загрязнения пластиком на 80 процентов по всему миру к 2040 году и уменьшения масштаба проблемы в докладе Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) предлагается сначала устранить пластик, который является причиной проблем и без которого можно обойтись. Далее авторы доклада призывают внедрить три изменения на рынке – повторное использование, вторичную переработку, переориентацию и диверсификацию товаров.

1. Повторное использование: продвижение вариантов повторного использования, включая бутылки многоразового использования, дозаторы для сыпучих материалов, схемы возврата депозитов, схемы возврата упаковки и т. д., поможет уменьшить объемы загрязнения пластиком на 30 процентов к 2040 году. Для реализации его потенциала правительства должны оказать поддержку для создания более веских экономических обоснований для внедрения многократного использования.

2. Вторичная переработка: уменьшение объемов загрязнения пластиком еще на 20 процентов к 2040 году может быть достигнуто при условии, что переработка отходов станет более стабильным и прибыльным делом. Отмена субсидий на добычу и производство ископаемого топлива, обеспечение соблюдения руководящих принципов проектирования для повышения пригодности к вторичной переработке и другие меры позволили бы увеличить долю экономически пригодных для вторичной переработки пластмасс с 21 до 50 процентов.

3. Переориентация и диверсификация: тщательная замена таких товаров, как пластиковая упаковка, пакеты и упаковка для еды навынос, продукцией, изготовленной из альтернативных материалов (бумага или компостируемые материалы), поможет обеспечить дополнительное уменьшение объемов загрязнения пластиком на 17 процентов.

Рисунок36

Даже при условии соблюдения вышеуказанных мер к 2040 году все равно потребуется ежегодная безопасная утилизация 100 миллионов метрических тонн пластмасс, состоящих из одноразовых и недолговечных товаров, а также значительного наследия уже имеющегося загрязнения пластиком. Эту проблему можно решить, установив и внедрив стандарты проектирования и безопасности для утилизации пластиковых отходов, не подлежащих вторичной переработке, а также возложив на производителей ответственность, в частности, за то, что продукты содержат микрочастицы пластика.

Для внедрения рекомендуемых системных изменений необходимы значительные инвестиционные затраты. Многое из этого можно мобилизовать, переведя запланированные инвестиции в новые производственные мощности, в которых больше нет нужды благодаря сокращению материальных потребностей или введения налога на производство первичного пластика в необходимую инфраструктуру замкнутого цикла. Однако время имеет решающее значение: задержка на пять лет может привести к увеличению объема загрязнения пластиком на 80 млн метрических тонн к 2040 году.

Самые высокие затраты как при одноразовой, так и при замкнутой экономической модели связаны с эксплуатацией. Благодаря регулированию, гарантирующему, что пластмассы спроектированы таким образом, чтобы они оставались в экономике замкнутого цикла, схемы расширенной ответственности производителя (РОП) могут покрыть эти эксплуатационные расходы, связанные с обеспечением цикличности системы, требуя от производителей финансировать сбор, переработку и ответственную утилизацию пластмассовых изделий по истечении срока службы.

79

Согласованная на международном уровне политика поможет преодолеть ограничения национального планирования и действий бизнеса, поддержать процветающую глобальную экономическую модель замкнутого цикла для пластмасс, раскрыть возможности для бизнеса и создать рабочие места. Все это поможет создать согласованные стандарты подлежащих запрету пластиковых товаров, базу трансграничных знаний, правила о необходимых минимальных рабочих стандартах схем РОП, а также другие стандарты.

В докладе рекомендуется внедрить глобальную налогово-бюджетную систему в международную политику с тем, чтобы позволить переработанным материалам конкурировать на равных с первичными материалами, экономить за счет масштаба решений и создавать системы мониторинга и механизмы финансирования.

Важно отметить, что руководящим органам рекомендуется применять подход, который объединяет инструменты регулирования и политику, охватывающие действия на протяжении всего жизненного цикла, поскольку они взаимно усиливают друг друга на пути к преобразованию экономики. Например, правила проектирования, позволяющие сделать продукцию экономически пригодной для вторичной переработки, могут быть объединены с целевыми показателями по включению переработанного содержимого и налоговыми стимулами для предприятий по переработке отходов.

Кроме того, в докладе рассматриваются конкретные политические меры, включая стандарты дизайна, безопасности компостируемых и биоразлагаемых пластмасс, целевые показатели минимальной переработки, схемы РОП, налоги, запреты, стратегии коммуникации, государственные закупки и маркировка.

При продолжении текущего сценария обращения с пластиковыми отходами их количество, поступающее в водные экосистемы, по оценкам экспертов, может почти утроиться с 9−14 миллионов тонн в год в 2016 году до прогнозируемых 23−37 миллионов тонн в год к 2040 году.

Одними из важных положений будущего Соглашения должны стать организация мониторинга загрязнения пластиком в окружающей среде, повышение осведомленности общественности об опасностях неконтролируемой утилизации пластмасс и методах эффективного обращения с пластиковыми отходами, разработка наилучших доступных технологий утилизации и переработки пластиковых отходов, развитие и продвижение механизмов расширенной ответственности производителей и импортеров за свои товары и упаковку, сотрудничество и содействие стран в разработке и распространению технологий сбора и переработки пластика.

Начало работы над Соглашением было положено в феврале 2022 года на возобновленной пятой сессии Ассамблеи Организации Объединенных Наций по окружающей среде (UNEA-5.2), в ходе которой была принята резолюция (5/14) о разработке данного документа до конца 2024 года. Первая сессия состоялась в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) с 28 ноября по 2 декабря 2022 года.