Активное расширение городов так или иначе приводит к образованию полицентричной структуры развития. Мегаполисы уплотняются, центр становится все более элитарным, а спальные районы застраиваются дешевыми панельными сериями домов. И характерно это не только для России, но и для многих западных стран.

Неминуемо растет и ценовой разрыв между локациями. При этом плотность застройки центральных районов в большинстве крупных городов достигает предельных значений, что со временем приведет к отсутствию площадок под реализацию новых проектов.

Элитный сегмент недвижимости, крепко ассоциирующийся с расположением в самых привлекательных районах, столкнется с невозможностью дальнейшего развития. Единственным возможным вариантом для будущего строительства станет хорошо обеспеченный инфраструктурой пригород, четко разграниченный со спальными районами, — таким образом, создается замкнутая система и привносится понятие элитного загородного кластера.

Если опираться на прогнозы ООН, то уже через 30 с небольшим лет около 66% всего населения планеты будет проживать в городах. При этом проблема перенаселенности стала актуальной еще в XIX веке, когда после промышленной революции города сосредоточили в себе основные рабочие силы. Ухудшение экологии, перенаселенность и многие другие побочные аспекты экономического развития вынудили к поиску решения этого вопроса. Первопроходцем стал британский социолог-урбанист Эбенизер Говард, подаривший миру идею города-сада — зеленого пригорода, хорошо обеспеченного необходимой инфраструктурой.

В течение XX века идея создания идеального загородного кластера получила активное развитие в европейских странах, а в США она дала начало движению нового урбанизма, пропагандирующего компактный "город без машин".

Децентрализация необходима для предотвращения коллапса крупных городов. При этом жизнь в центре становится все дороже, но плюсов по сравнению с пригородом — все меньше. В странах Европы осознание этого факта пришло давно, что послужило стимулом к развитию и популяризации отдельных пригородов.

Из характерных европейских примеров премиальных загородных комплексов можно назвать британский Hampstead Garden Suburb, расположенный в 5 км от Лондона. Сегодня стоимость дома здесь достигает в среднем £2 млн. Основными клиентами являются известные медийные лица — актеры, режиссеры, писатели и музыканты. С точки зрения инфраструктуры можно отметить элитный гольф-клуб, природный парк Hampstead Hit Woods площадью 320 га и развитую сеть вело-прогулочных дорожек.

Во Франции существует аналогичный проект — Le Vesinet — премиальный пригород в 10 км от столицы на реке Сене. Цены на квартиры здесь начинаются от 160 тысяч евро, а за коттедж попросят уже 700 тысяч Район отличается прекрасно развитой инфраструктурой — помимо парка, многочисленных аллей и озер, тут есть школы, магазины, театр и университет. Бельгия знаменита районом Uccle в 7 км от Брюсселя. Порядка 200 тысяч евро в среднем стоит квартира, дома начинаются от 3 миллионов. Основной акцент сделан на природную составляющую — вблизи находится заповедник "Камбр" с многочисленными водоемами, а сам район окружают небольшие парки. Инфраструктура представлена под стать ценовой категории жилья — гольф-клуб, теннисные корты и пр. В этом районе также расположены два учебных заведения — королевские институты атмосферы и метеорологии, а также обсерватория. Необычный формат элитного пригорода представлен в Германии. В отличие от других примеров мюнхенская коммуна Ismaning объединяет людей не столько по уровню дохода, сколько по сфере их профессиональной деятельности. В частности, большинство работает в передовых баварских медиа и занимается хорошо развитым в этой локации гостиничным бизнесом. Элитарность району добавляет находящийся рядом институт общества Макса Планка и уже привычные для таких проектов гольф-клубы и спортивные площадки. Стоимость квартиры в коммуне начинается от 300 тысяч евро, а стоимость домов — от 1 миллиона.

Принимая во внимание успешный опыт западных застройщиков, в Москве мы постепенно идем к тому, чтобы разгрузить центр и сделать его пригодным для отдыха. В 2013 году город запустил первые станции проката велосипедов, начал прокладывать сети вело-прогулочных дорожек, к слову, сегодня это уже около 300 км, в нынешнем году закончились реконструкции по расширению пешеходных улиц в центре города. Все идет к тому, чтобы превратить центр столицы в «туристическую Мекку» не только для приезжих, но и для жителей спальных районов и пригородов. При этом девелоперы активно развивают пригороды: строят жилые комплексы, бизнес-парки, которые будут обеспечивать работой жителей районов, развивают инфраструктуру, чтобы в будущем и, возможно, уже сейчас, как это сделано, например, в Новой Москве, создать новые места для комфортной жизни горожан.

Учитывая особенность российского менталитета, люди не могут быстро принять все изменения, которые сейчас происходят, даже если они делаются во благо общества. Но при правильном и планомерном развитии как пригорода, так и центра города, наличия продуманных градостроительных планов и рациональных концепций уже через одно поколение отношение к городской структуре у людей поменяется. Центр Москвы будет в большей степени предназначен для отдыха и развлечений, а для комфортной жизни люди предпочтут зеленый пригород.

В России в целом и в Москве в частности премиальное жилье так или иначе плотно ассоциируется с центральным расположением. Идеи нового урбанизма развиваются очень слабо, хотя сегодня большинство девелоперов начинают понемногу привносить в свои проекты элементы благоустройства, локальную инфраструктуру и многое другое. Полноценный город-сад пока можно встретить только на Западе столицы, в направлении Новорижского, Сколковского и Рублево-Успенского шоссе.

Востребованность элитных проектов в центре города со временем вряд ли убавится, но параллельно можно видеть зарождающийся тренд на децентрализацию элитных и премиальных объектов. Многие люди сегодня продают свои квартиры в центре, отдавая предпочтение полноценному загородному жилью или элитному пригороду. При этом для данного класса покупателей одним из главных критериев становится транспортная доступность. В отличие от США и европейских столиц Москва пока еще не может похвастаться высокоразвитым транспортным сообщением между городом и пригородом, но движение в этом направлении видно уже сейчас.

Экологический фактор, развитая инфраструктура и близость к основным транспортным магистралям становятся доминантой при выборе нового жилья. Целевая аудитория таких проектов — это люди, которые часто бывают за границей и видят успешные примеры пригородного образа жизни. Основная масса — активные семейные пары, утро которых начинается с пробежки в расположенном неподалеку парке, а выходные проходят в кругу семьи с детьми или за игрой в гольф с соседями и друзьями.

Главный фактор успеха элитных пригородных проектов — наличие развитой инфраструктуры, которая будет включать как социальные (школы, клиники, детские сады), так и коммерческие учреждения (торговые центры, многофункциональные комплексы и пр.) и возможность в течение 20–30 минут добраться до центра города. Качественная архитектура, наличие благоустроенной территории, грамотная работа управляющей компании обеспечат таким проектам стабильный спрос, поскольку привычный уклад жизни в элитном жилом комплексе в центре дополнится хорошей экологией и близостью к природе. Спрос на объекты в ЦАО по-прежнему останется высоким, но качественно реализованные пригородные проекты в недалеком будущем составят им серьезную конкуренцию".