В Госдуме РФ обсудили суммы штрафов для транспортировщиков отходов.
- Информация о материале
К 2030 году рамки весогабаритного контроля на дорогах России установят через каждые 15-20 км. Сумма штрафа может колебаться в диапазоне от 100 до 400 тыс. рублей в зависимости от того, насколько сильным будет зафиксированное отклонение от допустимой нагрузки на ось транспортного средства. В результате, в некоторых регионах страны мусоровоз за день может набирать штрафов на сумму до одного миллиона рублей.
Представители Минприроды высказали опасение, что системное взимание штрафов с регоператоров за превышение нагрузки на ось мусоровоза вызовет либо банкротство организаций, либо приведет к кратному росту тарифа для населения. Однако Минтранс настаивает на системе наказаний, считая что правила едины для всех. Обсуждение прошло в рамках расширенного совещания Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды по вопросам совершенствования законодательства, связанного с взиманием штрафов с мусоровозов.
По данным Минтранса России, в настоящее время федеральные автодороги рассчитаны на нормативную нагрузку 11,5 тонн на ось и 10 тонн на ось. Только для 5% региональных дорог допустима нагрузка в 11,5 тонн на ось, для 32% — 10 тонн на ось, а для 62% региональных трасс нагрузка не может превышать 6 тонн на ось транспортного средства.
В РФ отходы по дорогам перевозят более 20 тыс. единиц техники, при их полной загрузке будет иметь превышение допустимой нагрузки на ось на 20-25%. Штрафы могут составить от 100 до 400 тысяч рублей на каждую машину. При неполной загрузке техники снизится эффективность эксплуатации спецтехники и вырастут дополнительные затраты регоператоров (зарплата водителей, доп ремонт и проч).
Полная замена парка мусоровозов на модели других конструкций, соответствующих требованиям, обойдется в 67 млрд руб и займет от шести до восьми лет. Как следствие - вырастет плата для населения за услугу вывоза ТКО.
«Системное взимание штрафов приведет к двум факторам: либо прекращение оказания качественной услуги и прекращение деятельности регоператора, либо дополнительные средства в тариф. Ни первое, ни второе кураторов отрасли не устраивает», — сообщил заместитель министра природных ресурсов и экологии России Дмитрий Тетенькин.
По мнению Алексея Макрушина, заместителя генерального директора Российского экологического оператора, проблему должны решать власти субъектов РФ, - "Мы предлагаем дать регионам разрешение самим формировать ответственность за нарушения. Наделить их дополнительными правами и возможностями по регулированию нагрузки на ось".
В результате заседания было предложено собрать аналитику по всему используемому региональными операторами парку мусоровозов: их техническим характеристикам и фактическим (с учетом полной загрузки отходами). А также провести на базе одного из регионов технические испытания спецтехники разных моделей и марок, чтобы на практике измерить нагрузку на ось пустого и груженого мусоровоза. Данное поручение дано ППК РЭО. Минпромторгу РФ предложено проанализировать возможность перевода парка региональных операторов в среднесрочной перспективе на работу со спецтехникой российского производства, что одновременно станет стимулом для развития российского автомобилестроения. Было отмечено, что необходимо просчитать финансовые последствия каждого из возможных решений.
Как отметил заместитель Председателя Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган, данный вопрос необходимо вынести на уровень руководства Госдумы РФ и Правительства РФ для выбора одного из вариантов решений.