♻Использование вторсырья в дорожном строительстве, этапы интеграции вторичных материальных ресурсов и принципы построения экономики замкнутого цикла обсудили эксперты на отраслевой конференции CREON «Материалы для дорожного строительства».
- Информация о материале
👉В своем выступлении Владимир Марьев, заместитель начальника управления перспективных технологий и стандартизации, ФАУ «РОСДОРНИИ» отметил, что в августе 2024 г. Правительство приняло Распоряжение № 2330, установившее перечень вторичного сырья для производства дорожностроительных материалов. В него вошли металлургические шлаки, золошлаки, нефелиновые шламы, фосфогипс, модификаторы на основе резиновой крошки, почвогрунты, питательные грунты на основе компостов. Об этом на конференции «Материалы для дорожного строительства» .
Объем образования золошлаковых материалов (ЗШМ) в России составляет 25 млн тонн в год, тогда как в дорожное строительство может быть вовлечено не более 1 млн тонн в период до 2028 г. Применению золошлаков препятствует несколько факторов: генерирующие компании (кроме ООО СГК, ТГК-11, ПАО ЮНИПРО) не включились в системную работу по вовлечению ЗШМ в дорожную отрасль; регионы не определяют пилотные объекты для применения ЗШМ; Правительство еще не приняло меры, стимулирующие использование ЗШМ в дорожном строительстве.
👉Станислав Мамулат, научный руководитель лаборатории «Устойчивое развитие международной транспортной инфраструктуры» обратил внимание, что крупнотоннажные промышленные отходы активно использовались в дорожном строительстве на рубеже 1980-х и 1990-х. Так, в 1988-1994 гг. в рамках программы «Развитие дорог в Нечерноземной полосе РСФСР» были построены более 36000 км автомобильных дорог с применением местных и вторичных материалов. Анализ этого опыта может стать важнейшей эмпирической базой для новых разработок.
За рубежом накоплен большой опыт использования золошлаковых отходов в дорожном строительстве. Например, в Китае летучая зола добавляется в бетон для снижения расхода цемента и улучшения способности бетона к непроницаемости и истирании. Содержание летучей золы в бетоне, уплотненном катком, может быть увеличено до 65-75%.
❗Эксперты обратили внимание, что внедрение промышленных отходов в дорожном строительстве зависит от скоординированной работы всех участников отрасли.
👉Владимир Аленцин, генеральный директор Комбината экологического обслуживания считает, что повысить эффективность дорожных буферов можно за счет резиновой крошки, которая обеспечивает удержание транспортного средства при ударе и исключает его обратный отскок на проезжую часть. Однако использование резиновой крошки сдерживается из-за отсутствия стандартизации.
В дорожном строительстве активно используется продукция переработки утильных шин: в частности, резинобитумные вяжущие и резинокордовый железнодорожный настил. Применение находит и продукция переработки стекла и переработанных масел.
👉Российский Экологический Оператор провел анализ материалов, представленных Росавтодором. Для максимального вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот государство реализует меры, направленные на создание эффективной системы обращения с отходами и стимулирование спроса на продукцию, произведенную из вторичного сырья.
♻Использование новых асфальтовых и асфальтобетонных покрытий запланировано на 137 участках автомобильных дорог, расположенных в 15 субъектах РФ. Об этом на конференции «Материалы для дорожного строительства 2024» рассказал Гусен Ибрагимов, заместитель руководителя департамента расширенной ответственности производителей Российского экологического оператора.
❗«Вовлечение вторичных ресурсов в дорожное строительство должно быть интересным как для дорожно-строительных компаний, так и производителей материалов», – отметил Ибрагимов. По его словам, Правительство ведет разработку постановлений, которые будут стимулировать использование вторичных ресурсов.