Заводской сад — ландшафты Милана

      Город-памятник, город-музей, оперная Мекка и футбольная столица, один из ведущих мировых центров моды — это всё о Милане. И дизайн для Милана — важнейшая составляющая культуры. У меня сложилось впечатление, что здесь всё дизайн и всё про дизайн —  общественные и частные музеи, студии, лаборатории. Насыщенная событиями и выставками жизнь — таким предстал пред нами Милан. От Пинакотеки Амброзиана, с обширной коллекцией шедевров классиков — Тициан, Боттичелли, Рембрандт, Караваджо — до экспериментальной площадки в северо-восточной части города — Ангара Бикокко с работами наших современников.

       И одна из моих самых любимых тем — дизайн в постиндустриальном обществе.

       Разрастаются города. И производственные территории, бывшие когда-то на рабочих окраинах, оказываются в центре современных жилых массивов. Среда формирует сознание и поведение. И вот уже бывшие заводы превращаются в творческие площадки — музеи и выставочные комплексы. В общемировом масштабе нет здесь ничего необыкновенного — такова жизнь, всё течёт, всё меняется, на смену отслужившему свой срок приходит новое. Социальные явления переписывают географию города. И один из интересных примеров,  расположенный в окрестностях Милана, Ангар Бикокка (Hangar Bicocca). Вот именно так и называется, ни больше ни меньше — Ангар. Ну вот что интересного может быть в Ангаре? Да ещё в таком городе, как Милан, перенасыщенном художественными галереями. Оказывается ещё как может быть интересно!

И Пинокотека Поблекла...

     

История выставочного комплекса с таким удивительным названием, открывшегося совсем недавно, буквально в 2010 году, берёт начало в позапрошлом веке. В 1886 году инженер Эрнесто Бреда (Ernesto Breda) перевёл свою компанию в регион Бикокка. Следом подтянулись другие — Pirelli, Falck и Marelli, образовав крупнейший индустриальный центр в Италии. Через сотню лет, в 1986 году, компания Pirelli приступает к реализации «Проекта Бикокка» — строительство университета и современных жилых кварталов. Решение перековать мечи на орала, создать новое художественное пространство на месте бывшей фабрики по производству паровых машин и самолётов, было принято в 2004 году.

Ну хорошо — художественная галерея, экспериментальная площадка для современных художников. Действительно, почему бы и не в ангаре, бывшем когда-то производственным помещением? Но какой же должен быть сад в таком месте? А сад быть должен! В Милане, мы обратили на это внимание, к теме озеленения города относятся с большим вниманием. Какие уж у них там озеленительные нормы нам, конечно, не известно. Но скверов, небольших парков и садиков множество. А современные торговые центры утопают в зелени. Бизнес бизнесом, но город должен дышать и про это свято помнят.

Эмина, благодаря которой мы и узнали про Ангар Бикокка, отправляя нас в это место, сомнительно качала головой — понравится ли нам такой парк, будет ли нам понятно и интересно? Парк, мало того, что понравился. Я бы отнесла его к знаковому событию в ландшафтной архитектуре — современный концептуальный парк.

Совсем простой забор, сохранившийся по-видимому с фабрично-заводских времён, и сразу же на входе, одна из крупнейших работ миланского художника Фаусто Мелотти (Fausto Melotti) — «Последовательность» (La Sequenza, 1981). Живописный луг — модные злаковые композиции, декоративные круглый год — мы посетили сад в феврале. И инсталляция из вертикальных металлических пластин — связь времён — воздух, пропитанный запахом железа и машинного масла.

Мастерски срежиссированная ландшафтная симфония — чёткие линии модулей. Пространство порезано на части, разграничено стриженными бордюрами. И усложнено — закручено, запутано мелкими элементами. Простая, на первый взгляд, жизнь — и обилие её интерпретаций. Стриженная живая изгородь, множество рабочих, стройными рядами спешащих на смену...

А в самом Ангаре, за чёрным занавесом, отделяющем выставочное таинство от земного бытия, огромные залы с тридцати метровым потолком и оглушающие инсталляции.

Самая из них знаменитая, постоянная экспозиция немецкого художника Ансельма Кифера (Anselm Kiefer) «Семь небесных башен» (Sette Palazzi Celesti). Огромные башни из бетонных панелей, словно раскачивающиеся в потустороннем пространстве. Навеянные Кабаллой или Пизанским собором, но несомненно мистические и возвышенные, подпирающие звёздное небо, на старте в открытый космос. И люди, потерянные и зачарованные...

Один из выставочных шедевров — «Economy Bar», где вас, представьте только, могут обслужить друзья и родственники художника. И разношёрстная публика, от мала до велика — импозантный господин с маленькой кудрявой дочкой, компания буйных старушек... И обсуждения, впечатления, тихий рокот, многократно повторяющийся в огромном полупустом пространстве.

Парк в ночной подсветке — танцующие злаки обволакивают Фаусто Мелотти. Блики окон — плавающие огоньки свечей.

Припорошенные сумерками, будто заводской пылью, пушистые облака миксбордеров — лунный сад, спокойный и умиротворённый, стойко отстоявший смену, поседевший джентльмен.

Источник: студия «Яринич дизайн» http://yari-design.ru/

 

Печать
E-mail