Пыль дорог на сапогах...

Любому водителю до боли знакома ситуация: только помыл автомобиль, проехал на нем пару километров и хоть  снова в мойку – слой пыли на капоте и в салоне. Сколько авто не мой, какими пылеотталкивающими полиролями не пользуйся – бесполезно. Как только с улиц сходит снег, город начинает задыхаться от пыли. Пылесосы порой лишь поднимают ее в воздух, вызывая гнев прохожих и автовладельцев.



Праведное раздражение разделяют и медики. Последние исследования ведущих зарубежных институтов доказывают, что в 10% инфарктов, сердечно-сосудистых заболеваний и смертей виновата именно пыль.
Вместе с вдыхаемым воздухом ее частицы попадают в легкие и бронхи. Более крупные (до 10 мкр)  вызывают раздражение слизистой, кашель, бронхиты, риниты  и конъюнктивиты. Мелкие же частицы способны годами накапливаться в организме, вызывая более серьезные заболевания вплоть до онкологии.

По предварительным оценкам ВОЗ в Германии пыль уносит до 15 000 человек ежегодно!! Во многих европейских странах разработаны специальные программы по сокращению запыленности городов. Но откуда же она берется?

Научно-исследовательский дорожный институт в Швеции, изучающий данную проблему много лет,  взял пробы воздуха в нескольких городах страны. Оказалось, что на улице в основном мы дышим песком, остатками асфальтового покрытия, выхлопными газами от автомобилей, выбросами с котельных и предприятий и стертыми резиновыми покрышками.  Эти данные подтверждаются и российскими исследованиями.
Картина выглядит довольно просто: зимой для борьбы с гололедом на дороги рассыпаются десятки тысяч тонн песка и гранитной крошки, которые под колесами автомобилей во-первых, сами размалываются в мелкую пыль, во-вторых, своими острыми гранями как наждаком стирают асфальт и покрышки автомобилей.
Масла в огонь подливают еще и шипованные шины, которые намного быстрее разрушают песок и асфальт.
Вся эта смесь за несколько месяцев покрывается автомобильными и промышленными выбросами: масляной и бензиновой пленкой, тяжелыми металлами, бенз(а)пиреном.
Пробы песка с дорог в трех крупных городах России показали, что такой коктейль содержит в себе мышьяк, ртуть, свинец, никель и кадмий. При этом содержание этих опасных веществ в 5-30 раз могут превышать ПДК. Пока данная смесь перемешана со снегом, она не представляет большой опасности, так как не поднимается в воздух. Разве что грозит запачкать одежды прохожих и автомобили. Однако, стоит только пригреть солнцу и высушить воду, как «пылевой коктейль» поднимается в воздух.
К нему присоединяется еще один источник: неприкрытая почва с газонов. До того момента, пока на ней не появится трава,  пересушенная городская почва легко «пылит».
Например, Северо-Западное управление Росгидромета каждый год с марта по май фиксирует высокое содержание взвешенных веществ (пыли) в воздухе Санкт-Петербурга. Каждый год эти значения превышают в 2-4 раза предельно допустимые нормы.

Проблему «пыления» почв можно решить специальными ландшафтными сетками, которые натягиваются над поверхностью и не дают земле своевольничать. Еще один вариант-это древесная стружка, хвоя или листья, которые так же служат щитом для газонов.
Однако,  основным источником пыли являются не газоны, а дорожный песок. Только вдумайтесь в цифры: средний город России использует за зиму от 100 до 300 тысяч тонн песка. В Москве до 2000 года на 1 кв. метр дороги за зиму высыпали до 15 кг песка. Основная проблема этого фрикционного материала в том, что он не растворяется. Поэтому все, что было рассыпано за зиму, остается на улицах города. Лишь небольшая часть этой смеси удаляется вместе со снегом. По оценкам дорожников это где-то 40-60% всего объема. Остальное забивается в поры асфальта, собирается по обочинам и поднимается в воздух при самом легком ветре. Зачастую, уборка улиц пылесосами малоэффективный способ, так как при вращении щеток создаются вихревые потоки, которые поднимают мелкие (и самые опасные)  частицы пыли в воздух, пылесосу же достается лишь крупные части: камни, крошка. Мелкая фракция вновь оседает на дорогу после уборки.
Подобный же эффект наблюдается и при мойке дорог. Под сильным напором летучая фракция взлетает, часть остается в порах, часть песка стекает в ливневые канализации и уплотняется, забивая стоки. Очистка города после зимы–одна из весомых статей в бюджете содержания дорог и весенне-летняя головная болью дорожников.



Какие же тогда есть варианты?

Европейские программы по сокращению количества пыли в городах предлагают следующее:

отказ от использования песка в населенных пунктах;

использование для борьбы с гололедом полностью растворимых многокомпонентных противогололедных материалов. Они растворяются в воде и практически полностью удаляются с улиц через систему канализации, при этом не забивая ее. В Швеции и в Норвегии используют, например, составы типа «Бионорд» на основе хлоридов и формиатов.

Сокращение количества автомобилей с шипованной резиной. Многочисленные исследования показали, что тормозные свойства шипов на асфальте хуже, чем у шин с протектором. При этом протекторная шина меньше разрушает асфальт.

Использование в весенний период специальных дорожных шампуней, которые   в отличие от обычной воды способны вымывать нефтяные и масляные пятна, а так же «связывать» частицы песка и пыли, что позволяет эффективней их удалять с поверхности. Шампунь для мойки дорог уже многие десятилетия используется в различных странах, но импортные средства не только дороги, но и зачастую недостаточно эффективны для российских городов. Чтобы достичь максимально высокого результата в этом вопросе, сделать наши города и трассы чистыми, цивилизованными и визуально эстетичными, «Уральский завод противогололедных материалов» учел мировой опыт в данной сфере, последние исследования экологов и специалистов по охране окружающей среды и разработал высокоэффективное в российских условиях средство для мытья асфальта – «Бионорд-шампунь».


Данный препарат используется для мытья любых твердых поверхностей, поэтому спектр его применения очень широк. Но главное предназначение этого материала – мойка дорог. При этом дорожные покрытия могут быть самых разных типов – от асфальта и асфальтобетона до брусчатки. Это дает большие возможности в плане поддержания чистоты в любых городах, в том числе как в новых современных зонах, так и в исторических частях, где, как правило, брусчатка уложена уже давно. Шампунь для дорог «рекомендуется для использования и на таких сложных участках работы, как мытье дорожных колесоотбойников и тоннелей. Тоннели зачастую бывают сильно загрязнены ввиду затруднения естественной вентиляции по сравнению с открытыми участками трасс, отсутствия естественных осадков – снега и дождей.

Шампунь для мойки дорог эффективно удаляет не только обычные загрязнения, но и с легкостью справляется с такими трудновыводимыми, как нефтяные и масляные пятна. Именно такие «проблемы 21-го века» вызывают все большее волнение у экологов и природоохранных организаций, т.к. нефтяные, масляные и подобные им загрязнения наиболее устойчивы и наносят непоправимый ущерб природе, попадая в окружающую среду.
Шампунь имеет высокую биоразлагаемость, его компоненты распадаются в течение 24 часов. При этом  очищающие свойства в несколько раз превосходят обычную воду. В формулу шампуня включена антистатическая добавка, которая связывает мелкие частицы пыли и не позволяет им подниматься в воздух, что так же увеличивает эффективность уборки и сокращает количество моек. Само средство достаточно экономично.

Бактерицидная добавка, также включенная в состав, препятствует образованию плесени. В итоге мытье дорог становится не только частью эстетической программы, но и важным моментом при создании чистой, благоприятной с точки зрения санитарных норм обстановки в городах и поселках нашей страны.
Мойка дорог средством «Бионорд»» с успехом производится как в летнее, так и в осеннее время - в качестве профилактической обработки дорожных покрытий перед наступлением холодов.
Мытье дорог данным препаратом может осуществляться при широком диапазоне температур: от +5ºС до +45ºС..



Средство для мытья дорожных покрытий «Бионорд» пожаро- и взрывобезопасно, что является неоспоримым достоинством.
Моющее средство для улиц – это давно не роскошь, а повсеместная практика современного содержания города. Кроме улучшения экологических и эстетических показателей, применение новых методов уборки улиц – переход на растворимые противогололедные реагенты и очистка дорог шампунем – позволяет добиться экономии средств на содержании улично-дорожной сети. Так в Казани, где несколько лет уже используют такой подход, время подготовки города к весенне-летнему периоду сократилось с 3 недель до 7-10 дней, а затраты бюджета на эти цели уменьшились на 15%.

Печать
E-mail