Региональный оператор «Чистый след» рассказал об успешном внедрении АСУ «Управление отходами» компании «Большая Тройка».



Компания «Чистый След» (г. Череповец)  начала свою деятельность по транспортированию твердых бытовых отходов  в 2011 году. От создания ИП до получения статуса регионального оператора прошло 8 лет постоянного роста и внедрений новых решений.

Уже в 2012 году было принято решение о строительстве мусоросортировочного комплекса и проект был реализован. В результате были оптимизированы транспортные потоки, с высвобождением дополнительных мощностей, за счёт оптимального размещения сортировочного комплекса; значительно уменьшен объем, поступаемых на полигон твердых бытовых отходов, после сортировки; за счёт выборки фракций, используемых для последующей переработки, снижено воздействие на окружающую среду. Как результат - сортировочный комплекс позволяет обрабатывать сегодня до 50 000 тонн отходов в год.
Мы поговорили о развитии компании с директором по обращению с ТКО предприятия  Сергеем Телушкиным.

 - Сергей,  когда компания получила статус регионального оператора и как проходила подготовка к реформе ТКО?

06 апреля 2018 года по результатам конкурсного отбора компании «Чистый След» был присвоен статус «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Западной зоны Вологодской области». Перед началом действия реформы проведена колоссальная подготовительная работа:
- Знакомство с существующими перевозчиками по всей зоне,
- знакомство с администрациями районов, изучены территории районов и их особенности (расположение полигонов, качество дорог, наличие паромов, отнесение территорий к национальным паркам, сложившиеся способы накопления отходов),
- проведена инвентаризация мест (площадок) накопления ТКО по всей Западной Зоне Вологодской области,
- проведена договорная кампания  с юридическими лицами и ИП, сформирована база отходообразователей,
- проведены конкурсы  на оказание услуги по транспортированию ТКО среди перевозчиков
- составлены логистические схемы транспортирования отходов
- внедрена автоматизированная система учета «Управление отходами», которая обеспечивает мониторинг всех процессов внутри регионального оператора в реальном времени, предоставляя отчетность о перемещении отходов, выявляет факты систематичного отклонения от графиков и маршрутов.



 - С какими проблемами столкнулись на начальном этапе?

Еще на подготовительном этапе мы столкнулись с тем, что территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Вологодской области, утвержденная в 2016 году, в соответствии с которой мы должны работать, не содержит исчерпывающих и полных сведений о местах накопления ТКО. В связи с чем и было принято решение об актуализации терсхемы и инвентаризации площадок накопления.  При поддержке членов молодежного парламента, школьников и студентов, мы лично обошли каждую контейнерную площадку, определили ее координаты, сфотографировали. Данная информация была занесена в автоматизированную систему учета.
Начало работы регионального оператора – это сложный период, который еще и совпал с новогодними праздниками. Несмотря на то, что мы заблаговременно готовились -   усилили работу диспетчерской службы, разработали графики и частично перевозчики проехали по маршрутам, столкнулись с проблемами в первые же дни.  Это связано с тем, что большое количество ТСЖ, УК и юридических лиц не подали заявки на заключение договора и не предоставили данных о местах накопления отходов. При этом этих данных мы заранее не смогли получить из других источников для включения точек вывоза в график. Новые адреса ежедневно по звонкам включали в график, что приводило к авральной работе. Каждый день начинался с нового графика и с новыми временными интервалами. При этом хотелось бы отметить, что законом установлена обязанность обслуживающих организаций УК, ТСЖ и др. и юридических лиц подать заявку на заключение договора с Региональным оператором и предоставить определенные сведения, чтобы услуга была организована. Время для обработки заявки отводится 15 дней, многие спохватились в праздничные дни. Также были выявлены площадки, с которых предыдущие перевозчики перестали вывозить отходы в последние дни декабря и увезли контейнеры для отходов. В результате там образовались серьезные завалы, которые пришлось  в срочном порядке  зачищать, организовывая  дополнительные рейсы, что также сдвигало все плановые временные интервалы вывоза отходов.

- Каковы объемы вывоза ТКО, масса,  количество контейнеров сегодня?

Согласно территориальной схемы на территории Западной зоны Вологодской области, образуется 218 000 тн ТКО. Точной цифры по количеству контейнеров нет, поскольку в настоящее время органы местного самоуправления районов активно проводят конкурсы, закупают контейнеры, закрывая тем самым потребности в них.

- У компании большой парк спецтехники?

Парк сегодня включает уже около 90 ед. техники, которые ежедневно выходят на линию.
Мусоровозы с задней погрузкой, мусоровозы с боковой погрузкой, бункеровозы, мультилифты, ломовозы, фронтальные погрузчики и тракторы МТЗ.



 - Как пришли к пониманию необходимости электронной системы учета (АСУ)?

Еще до участия в конкурсе мы проработали вопрос необходимости АСУ, изучили рынок. Мы понимали, что ведение колоссальной базы данных по существующим контейнерным площадкам  и фотоотчетам по их посещениям с привязкой к системе спутникового мониторинга автотранспорта невозможен без АСУ.
Также и огромное число лицевых счетов потребителей услуги привязаны к фактам вывоза ТКО.
Для оперативного принятия управленческих решений необходима гибкая аналитика массива постоянно обновляющейся информации в разных разрезах, с разной группировкой и детализацией – вручную это сделать не представляется возможным.

- Знаем, что Вы сделали свой выбор в пользу АСУ «Управление отходами»,  которое разработала компания «Большая Тройка». Почему выбор пал именно на софт этого разработчика?

В поиске разработчиков программы АСУ мы  рассматривали несколько предложений, было, как минимум 3 конкурента, но сделали свой выбор в пользу «Большой Тройки». Это молодые талантливые ребята, разрабатывают и поставляют информационные системы и оборудование для автоматизации, которое обеспечивает работу федеральных информационных систем, управляет большими объемами данных. Они ответили на все наши вопросы, продемонстрировали нам готовый продукт и свою готовность его реализовать. Тем более, «Большая Тройка» имеет опыт в реализации территориальных схем и их электронных моделей, и в целом знает много о системе обращения  с отходами. Считаем, что мы не ошиблись с выбором.

- Как прошло внедрение системы? Были ли сложности?

Система построена на «облачной» архитектуре, не требует приобретения и последующего содержания дорогостоящих серверов. Виртуальные серверы системы работают в крупных ЦОДах, где обеспечены надлежащие условия безотказной работы, предъявляемые к подобным системам. Сопровождением системы занимается непосредственно компания-разработчик, наша зона и мы входим в число 5-ти самых прогрессивных региональных операторов, при плотном взаимодействии с которыми разработчик отрабатывает и оптимизирует существующий функционал, а так же проектирует и разрабатывает новый, с учетом постоянно появляющихся новых задач. То есть, постоянное внедрение отдельных блоков с усовершенствованием процессов автоматизации.



 - Удобство внедрения этого АСУ заметно сразу? Как быстро удалось оценить «экономику»?

Здесь важна не столько экономика, сколько возможность мониторинга всех процессов внутри регионального оператора в реальном времени, с предоставлением отчетности о перемещении отходов, выявлением фактов систематичного отклонения от графиков и маршрутов, мониторинг основных параметров результатов нашей деятельности, что позволяет оперативно принимать решения.
В плане удобства – после запуска базового функционала системы в штатном режиме, все участники процесса обращения с ТКО (население, перевозчики, РО, ОМСУ, контролирующие органы) смогли по достоинству оценить прозрачность новой системы.
Больше не возникает вопросов кто, куда, когда приезжал на погрузку ТКО, где выгружался.
Единый центр мониторинга в режиме «одного окна» отслеживает выполнение заданий каждой машиной каждого перевозчика.

Для водителя удобство заключается в наглядности и простоте получаемого задания на смену – навигатор сам приведет к нужной КП, не надо возить с собой и копаться в кипе бумаг, в смартфоне отображается вся информация о каждой КП, есть удобный функционал обратной связи с диспетчером. Водитель мусоровоза теперь выполняет не только функции управления транспортным средством и процессом погрузки отходов, но и является активным пользователем информационной автоматизированной системы посредством специального оборудования (смартфона со специальным мобильным приложением).

 - Каковы преимущества системы, на ваш взгляд? Есть какие-то особенности?

Бессистемный подход к организации деятельности по обращению с ТКО, к анализу гигантского постоянно меняющегося массива информации привел бы к провалу. Повторимся, что  использование автоматизированного модуля  «Управление отходами»  в системе обращения с ТКО – это прорыв и  открытие новых возможностей контроля, получения статистики, оперативного реагирования на проблемы.
Работа системы отличается технологичностью, ведь на каждую контейнерную площадку  у нас теперь создана отдельная карточка. Кроме основных сведений об адресе и наборе контейнеров, она содержит данные о заключенных договорах, обращениях граждан, обслуживающей организации. Здесь сохраняется история посещений этой площадки ( через мобильные приложения). Можно посмотреть фотоотчеты, оценить состояние площадки, проанализировать временные показатели работы.
Система позволяет в реальном времени осуществлять мониторинг : контроль за транспортированием отходов на сортировку и полигон, выявлять случаи отклонения от графика и маршрута.
Каждый мусоровоз оборудован ГЛОНАСС – передатчиком для отслеживания траектории и скорости движения. Информация  с этой программы транслируется в АСУ, маршруты движения техники сохраняются АСУ.
В АСУ существует возможность формирования отчетов по каждому ТС: по объему вывезенных отходов, пробегу а/м, количеству обработанных площадок, площадок с отклонением от графика. Данные отчеты позволяют  оптимизировать маршруты движения мусоровозов, распределить  загрузку  техники и т.д.



- Как водители спецтехники отнеслись к нововведениям?

Контингент водителей у нас разновозрастный, поэтому и отношение к внедрению новшеств было разное. Прогрессивная молодежь с азартом подключилась к «оцифровке» своей работы, заранее оценив все ее преимущества.
Среди представителей старшей категории водителей всё происходило сложнее. К сожалению, имели место даже случаи когда водители увольнялись по собственному желанию из-за неготовности к переходу на новую систему фотоотчетов по каждой КП.
По факту фотографирование одной КП занимает около 30 секунд, но снимает с водителей целый пласт необоснованных претензий, начиная от якобы сломанных контейнеров до неопустошенных контейнеров). Понимание, что внедряемая система – это большое благо и для них тоже, приходит достаточно быстро, поэтому сейчас водители уже не хотят выезжать с базы без смартфона.

 - Как региональная  власть отнеслась к вашим инновациям?

У региональных властей мы нашли взаимопонимание, осознание важности перемен. Мы ведем постоянную совместную работу по анализу текущей ситуации  с местами накопления ТКО ( выявление территорий МКД без контейнерных площадок, площадок, требующих замены контейнеров), по обустройству территорий общего пользования  контейнерами, в том числе и для раздельного накопления отходов, по формированию информационной политики. Отработано взаимодействие и по вопросам, требующим вмешательства органов местного самоуправления (например, в случаях систематического захламления контейнерных площадок отходами  и дворовой территории при ненадлежащем их содержании  со стороны обслуживающих организаций ) При чем, данные проблемы позволяет выявить  и систематизировать в течение дня АСУ. На примере города Череповца можно отметить, что местные власти отметили особую важность внедрения АСУ «Управление отходами». Череповец в статусе пилотной территории вошел в федеральный проект цифровизации городского хозяйства «Умный город».  Стандарт «Умного города» включает мероприятия в сферах городского хозяйства, «умного» ЖКХ и транспорта, интеллектуальной системы общественной и экологической безопасности. Мероприятия по внедрению нашей системы вполне вписываются в данный проект.

- Какую работу с населением проводите?

Работа с населением была начата еще в преддверии реформы. Мы приступили к информированию населения, после того, как получили статус регионального оператора.  Создан и функционирует корпоративный сайт регионального оператора в сети интернет по адресу www.sled35.ru. Цель сайта – информирование населения о проводимой реформе по обращению с ТКО, разъяснение действующего законодательства, предоставление удобного механизма общения с региональным оператором.

Также, составили с органами местного самоуправления медиа-планы. Было проведено большое количество информационных встреч и семинаров  с органами местного самоуправления и муниципальными общественными советами, с организациями, предприятиями, УК и ТСЖ, выпущены видеосюжеты, информационные буклеты, листовки о реформе на оборотной стороне квитанций, опубликованы в СМИ материалы и т.п.

Поначалу информация населением воспринималась довольно спокойно. С января 2019 года стал проявляться негатив. Ведь изменения  затронули материальные интересы населения и  у многих  вызвали повышение платы за коммунальную услугу. В основном жители  недовольны установленным тарифом и нормативами накопления отходов.
По истечению 6 месяцев работы можно сказать, что негатив постепенно уходит и к тому же  проявляется позитивное отношение. К этим выводам пришли в результате  мониторинга средств массовой  информации, соцсетей  и анализа общественного мнения. Считаем, что, помимо организованной работы по вывозу ТКО,  на это повлияла и информационная политика, направленная на формирование положительного имиджа.

Так,  в начале года создали группу в соцсети VK. Через нее, а также наш сайт, областные, городские и районные СМИ рассказываем населению о том, что происходит в компании, о наших достижениях (работа АСУ, работа водителя мусоровоза по мобильному приложению в смартфоне, обновление автопарка, работа мусоросортировочных заводов), показываем наглядно те положительные изменения от реформы, которые уже происходят ( например, в цифрах показываем что и в каких объемах/массе не поступило на полигон, а направлено на переработку, объемы отходов, вывезенных с несанкционированных свалок). Очень важно, чтобы люди понимали, что изменения необходимы, они приносят свой положительный эффект.



СПРАВКА:

ПАК КАСУ «Управление отходами» охватывает отрасль обращения с отходами в масштабах целого региона и отвечает потребностям всех ее участников. ПАК обладает уникальным функционалом, не имеющим аналогов ни на отечественном, ни на зарубежном рынке. В основу расчетного ядра заложена математическая модель собственной разработки, позволяющая оценивать любое количество событий с учетом сотен экономических и технических факторов. Используются собственные алгоритмы работы с большими данными, оптимизации и прокладки маршрутов, внесения корректировок в систему в режиме реального времени.
С помощью ПАК можно:
cобрать, проверить и проанализировать все данные по обращению с отходами в регионе, построить на основе этих данных модели и прогнозы, чтобы с математической точностью знать, как отрасль будет развиваться, решить, какие из этих путей развития предпочтительнее, и с помощью ПАК воплотить их в жизнь.

Другие статьи в рубрике