PvrsO d9H8nx9pjUt29r0MK0Gr84EeYpYOeQCp4NIgCx3sdRCTfom5fNaaUwUIvauw89ccCqjAzztCC4wr5TGvlQ

В Московской области удалось одной из первых запустить строгий учет оборота строительных отходов и грунтов и вывести процесс их перевозки и складирования из «серой зоны». Достаточно оперативно была создана система оформления электронных талонов, без которых транспортировка отходов запрещена, внесены соответствующие изменения в местное законодательство, усилена административная ответственность за нарушения в данной сфере. Все это позволяет отслеживать незаконные перевозки и автоматически формировать штрафы.

Такой подход по мнению властей сокращение числа незаконных свалок, из которых порядка 80% составляют строительные навалы. Их динамику власти отслеживают различными методами, но один из основных показателей эффективности реформы — сокращение количества жалоб на несанкционированные скопления мусора. По данным министерства, за девять месяцев нынешнего года их выявлено на 46% меньше, чем за тот же период прошлого, количество жалоб жителей сократилось на 67%. Как считают представители министерства экологии и природопользования Московской области, эти меры помогут полностью вывести отрасль из «тени», сделать нелегальные перевозки экономически нецелесообразными, сочетая это с административным давлением на недобросовестных участников рынка.

На данный момент в регионе созданы 84 площадки для переработки строительного мусора и вовлечения полезных компонентов во вторичный оборот. Все перерабатывающие комплексы соответствуют специально разработанному единому стандарту и отличаются минимальным воздействием на окружающую среду.

Одна из наиболее передовых рециклинговых площадок обустроена в селе Долматово (городской округ Домодедово). Работы здесь ведет компания «Полигон-ПГС». Комплекс принимает смешанные отходы, особо трудные для переработки, производительность - 500 тыс. тонн отходов в год. Все подлежащие переработке смешанные отходы предварительно поступают на автоматизированную линию, где они разделяются на фракции (древесину, картон, металл, кирпич, пластик и др.).

Одним из направлений дальнейшего совершенствования системы обращения отходов является последовательное внедрение в нее элементов искусственного интеллекта (ИИ), что позволит повысить производительность ее работы и свести к минимуму человеческий фактор. Так, если ранее платформа для отслеживания перевозок строительного мусора только анализировала информацию системы видеонаблюдения и фиксировала перевозки без оформления электронного талона, то теперь установленный в нее модуль может также распознавать транспортные средства, не прошедшие техосмотр. Это дает возможность своевременно устанавливать факты незаконной эксплуатации техники и применять к нарушителям меры административного воздействия. Разработанная платформа позволила почти вдвое сократить количество свалок строительного мусора в регионе.

По словам представителей ГК „Урбантех“, нейросеть в режиме реального времени идентифицирует мусоровозы по их контурам и производит предобработку изображений с комплексов фотовидеофиксации. Система также распознает номерные знаки транспортных средств, которые фиксируются на въезде и выезде с комплексов по переработке строительных отходов. Далее аналитический модуль фиксирует маршрут передвижения и проверяет наличие разрешения на перевозку отходов. Система отслеживает маршрут ТС и определяет наличие или отсутствие груза в кузове. Если машина не проезжала через КПСО и при этом завершила путь уже без груза, система формирует маршрут транспортного средства, на основании которого инспекторы в области охраны окружающей среды определяют предположительное место сброса ОССиГ, производят проверку и выписывают постановление об административном правонарушении.

15 из 84 подмосковных площадок, предназначенных для вовлечения полезных компонентов во вторичный оборот, способны принимать смешанные отходы, трудные в переработке.

Напомним, в Московской области в июне 2021-го были разработаны единые правила для застройщиков, управляющих компаний, компаний-перевозчиков и переработчиков, и создана информационная система для транспортных предприятий. Зарегистрированные в системе компании получают электронный талон-разрешение на вывоз и доставку мусора на пункты переработки. Вывоз строительных отходов без талона грозит штрафом для юрлиц до 250 тысяч рублей.

Почти за год работы система обработала более 63 тысяч изображений с признаками возможных нарушений. На их основе вынесено более тысячи постановлений в адрес нарушителей. Но самое главное — это реальный эффект, который отмечают экологи и население. С июня 2021 года по май 2022-го на 46 процентов сократилось количество несанкционированных свалок строительного мусора, и на 67 процентов — число обращений по поводу выброса отходов строительства и ремонта.

Другие статьи в рубрике